18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • 29 августа 2017, 14:00

Благотворительность крупнейших компаний России

Что видно публике?

Как возникла идея исследования

Данное исследование – наша первая попытка ответить на вопрос: «Сколько коммерческих компаний России занимаются благотворительностью?», а также: «Каковы особенности такой, корпоративной, благотворительности?». Знакомство с темой мы решили начать с изучения опыта крупнейших компаний России (если не они, тогда кто?) и конкретно, того, что компании презентуют о своей благотворительной деятельности в публичном пространстве.  Мы провели анализ упоминаний в СМИ и интернете для каждой третьей компании из списка 600 крупнейших компаний России по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).

В выборку попала каждая третья компания из рейтинга РА ЭКСПЕРТ (крупнейшие компании России по объёму реализации продукции по итогам 2015 года);
Информацию о благотворительной деятельности компании мы искали 1) на сайте компании; 2) в поисковиках; 3) через базу СМИ системы «Медиалогия»;
Слова для поиска: «благотворительность / благотворительный», «волонтерство», «добровольцы», «пожертвование», «помощь / помогать», «поддержка / поддерживать», «спасение / спасать», «социальная ответственность», «грант», «подарки / дарить», «добрые дела», «спонсорство / спонсировать», «филантроп»;
Период сбора данных: 20 апреля – 10 мая 2017.

Результаты  исследования

1. Большинство крупных компаний так или иначе рассказывают о корпоративной благотворительности. Мы не нашли упоминания о КБ ни на сайте, ни в СМИ, только у 25% компаний.

2. Чаще других отраслей о КБ рассказывают банки (100%). Торговые компании (и опт, и розница), наоборот, делают это реже остальных (не более 60%). При этом компании, работающие с частными клиентами (B2C услуги), в среднем упоминают КБ чаще тех, кто работает только с бизнесом.

3. Международные компании рассказывают о благотворительности чаще (84% против 72% российских компаний), но иногда ограничиваются отсылкой к социальным программам головной организации.

Иллюстрация: bogusfreak для Нужна помощь

4. Компании с самой большой выручкой (места 1 – 200 в рейтинге) рассказывают о своей благотворительности чаще (85%) и чаще делают это хорошо: через раздел на сайте, организацию регулярного благотворительного мероприятия/проекта и партнерство с НКО (19% против 13,5% в среднем).

5.О своих партнерах среди НКО, получающих помощь компании или помогающих ей реализовать социальные программы, упоминают меньше половины всех компаний (43%).

6.Чаще всего компании выбирают благотворительность в области соцзащиты (52% КСО-программ): помощь сиротам, людям с инвалидностью, одиноким старикам и другим нуждающимся. Особенно много по этому направлению работают банки и промышленные предприятия.

7.У 23 компаний из 200 исследованных (15% компаний-благотворителей) есть свои корпоративные благотворительные фонды.

8.Среди других форм оказания помощи наиболее популярны денежные пожертвования (48% от компаний, «замеченных в благотворительности») и безвозмездное предоставление товаров и услуг (46%).

9.Исключительно денежную помощь оказывает 20% компаний-благотворителей. Еще 36% не жертвуют деньги, но помогают волонтерством, организацией благотворительных мероприятий, обеспечением продуктами, строительными материалами и другими товарами, а также pro bono.

10.Оставшиеся 28% предпочитают совмещать денежные пожертвования с некоторыми или всеми другими перечисленными формами помощи.

Иллюстрация: bogusfreak для Нужна помощь

Подытожим

У крупного бизнеса есть интерес к благотворительным проектам. Но системный подход и профессиональные стандарты в этой области деятельности – пока исключения из правила. И сейчас это привилегия гигантов рынка.

Регулярные благотворительные проекты и программы с партнерами среди НКО, сайт с четко прописанной социальной политикой, обоснованный выбор направлений и форм помощи – это возможности для улучшения корпоративной благотворительности, переход от формального участия к вовлеченности.

Мы отдаем себе отчет, что полученная информация далека от того, чтобы исчерпать описание корпоративной благотворительности в России. Как минимум, интересен также опыт средних и малых компаний и более детальное изучение форм корпоративной благотворительности (включая оценку их эффективности и понимание мотивов выбора). Поэтому мы планируем еще не раз к теме вернуться.

_______________________

Над исследованием работали: Анна Соловьева, Елизавета Язневич, Полина Дячкина, Юрий Иващенко.


Дополнительные материалы:

Читайте также
Административные расходы НКО
14 марта
Образовательные инструменты “Маршрутной карты” и сопровождение “Нужна помощь” помогают НКО реализовывать свою миссию и повышают их устойчивость
20 марта
Кому жертвовали россияне в январе 2024
6 марта