18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • 20 января 2020, 17:00

Как работает в Чечне организация, защищающая права женщин

Для нас с Николой это была первая поездка в Чечню. И мы не без волнения выходим из самолета в аэропорту Северный, про который раньше слышали в сводках новостей.  По-весеннему залитый солнцем Грозный кажется очень теплым и мирным. Мы приехали встретиться с Либкан Базаевой и сотрудницами правозащитной организации «Женщины за развитие», но не знаем где состоится встреча. Адрес кризисного центра засекречен. И такая конспирация не блажь. На центр несколько раз нападали. 

Либкан Базаева, директор АНО «Женщины за развитие» рассказывает, что первое общество взаимопомощи, из которой выросла сегодняшняя организация, появилась в самом начале 2000-х гг. В Чечне шла война. И Либкан с детьми, как и многие чеченские семьи спасались от ужасов войны в лагерях для беженцев в Ингушетии. В конце 2002 года они вернулись в Грозный, нашли пустующее полуразрушенное здание, сделали там ремонт и зарегистрировали НКО. Вместе с Либкан Базаевой уже долгие годы работает психолог Марет Шидаева. Поначалу в послевоенном городе за помощью обращались по самым актуальным житейским проблемам. Помочь восстановить документы, получить медицинскую помощь, освоить компьютерную грамотность. Но постепенно Либкан и Марет стали все чаще стали сталкиваться с ущемлением прав женщин. Тогда они решили больше времени уделять юридическим аспектам и вести борьбу против домашнего насилия. Так появился проект «Мадина» — горячая линия оказания психологической помощи жертвам домашнего насилия на Северном Кавказе. 

Конечно, жестокость и домашнее насилие, жертвами которого становятся тысячи женщин по всей России, не имеют национальности. И все-таки сам уклад жизни, традиции, воспитание имеют свои особенности. 

Ежедневно на телефон поступает несколько звонков. Чаще всего решить достаточно разговором по телефону, консультацией психолога или юриста. Но каждый месяц происходит несколько ситуаций, когда женщину, обратившуюся за помощью, нужно спасать в буквальном смысле. Помочь уйти из дома, дать убежище, спрятать, спасти женщину и ее детей. Во всем мире таким островком безопасности и временным убежищем становятся кризисные центры для женщин. Они есть и во многих российских городах. Но на Кавказе до конца 2018 года единственный кризисный центр, «Дом на горе», работал в Дагестане. Открыть такой центр в Чечне без административной поддержки и финансовой помощи они долго не решались, признается Либкан. Но полтора года назад все-таки решились. Запустить кризисный центр, найти и оборудовать  помещение «Женщины за развитие» смогли за счет целевого Президентского гранта. 

Координатор Никола в гостях у фонда

Кризисный центр располагается на втором этаже ничем не приметного здания на тихой улице где-то на краю центрального части Грозного. На фасаде никаких вывесок. На первом этаже какие-то нейтральные офисы. Неприметность и конспирация – главный залог безопасности. В центре 5 спален, большая общая зона с игровой, душевая, кухня и хозблок. Четыре из пяти комнат заняты. В них прямо сейчас живут те, кому нужна помощь, кто подвергся насилию и остался без крова.

Буквально за пару дней до нашего приезда в кризисном центре поселилась новая семья. Мама и трое детей. 11-летняя Фатима, 4 летний Ахмат и крошечная Ясира, делающая свои первые шаги в коридоре центра. Услышав про журналистов из Москвы, она пугается, что мы будем их фотографировать. Я убираю телефон в карман, чтобы ее не волновать. В своем рассказе я меняю имена всех подопечных кризисного центра. 

Худенькая почти прозрачная Фарида рассказывает, что в приюте оказалась после того, как ее из дома выгнали родители. К ним она пыталась вернуться после того, как ее бросил муж, оставив с тремя детьми без денег и жилья. Фарида работает горничной в гостинице, зарабатывает 18 тысяч. И собирается найти вторую работу в ночную смену. Ее цель – накопить деньги на аренду квартиры. 

До Фариды в этой комнате жила Малика. В Грозный она вернулась после долгих лет жизни в Красноярском Крае. Туда она когда-то уехала совсем юной девушкой вслед за семьей мужа. Родила пятерых детей, занималась их воспитанием и домом. Потом семейный бизнес разорился, муж нашел другую женщину и ушел, оставив Малику саму обеспечивать себя и детей. И хотя муж не бил ее, чувствовала она себя совершенно раздавленной, потерянной и опустошенной. Но детей нужно было ставить на ноги. Старшая дочка собиралась поступать в институт, самая младшая – идти в первый класс. Малика поняла, что единственный шанс выжить – вернуться на родину, из которой уехала двадцать лет назад. Вот только и в Чечне жить было негде. 

Еще типичные истории последних лет. За помощью обращаются женщины, приехавшие в поисках счастья в Чеченскую республику из других регионов. Совсем недавно сотрудницы АНО «Женщины за развитие» отправили домой беременную женщину из Казахстана. Спасали женщину из Башкирии. Регулярно консультируют искательниц лучшей доли из центральной России, которые знакомятся с мужчинами из Чечни в социальных сетях и, поддавшись эмоциям, в поисках лучшей доли приезжают в Чечню выходить замуж, как они думают. Но реальность сильно отличается от того, что девушки представляли в своих мечтах. Либкан рассказывает, как они помогали вернуться домой женщине, которую мужчина поселил в небольшую квартиру вместе со своей первой женой. Для обеих такое внезапное соседство было невыносимым. 

Уже поздний вечер. Дети, живущие в центре, спят. Мы сидим в игровой в окружении лошадок-качалок, машинок и ярких игрушек и слушаем истории женщин, которых ежедневно спасают «Женщины за развитие».  Браки по принуждению, домашнее насилие, похищенные у матерей дети.

Либкан Базаева
Либкан Базаева
директор АНО «Женщины за развитие»

«Каждый случай с домашним насилием в Чечне нам приходится улаживать в ручном режиме, проявлять чудеса дипломатии, убеждать, уговаривать представителей власти и членов семей. Правоохранительные органы в Чечне традиционно не вмешиваются в семейные дела»

За годы работы у Либкан и ее коллег накопился уже большой опыт поддержки женщин, вынужденных бежать из-за жестокого обращения с ними в семье. И останавливаться они не собираются. 

Фонд «Нужна помощь» поддерживает прозрачные организации, которые реализуют системные проекты для решения самых разных социальных проблем. Программу развития некоммерческих организаций мы реализуем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Материалы по теме
Зачем фонд «Нужна помощь» ездит в гости к другим организациям
26 мая
Как работает омский центр «Наши дети», занимающийся альтернативной коммуникацией детей с особенностями развития
29 марта
Один день с тверским хосписом «Анастасия»
10 января
Читайте также
Путешествие в Уфу
30 ноября
Как работает самый большой фонд помощи животным в Петербурге
26 ноября
Один день из жизни приюта для бездомных «Новая жизнь»
5 августа
Помочь нам