Профессия: воспитатель детского дома

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Методология

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии. «У Владиславы нейробластома IV стадии. Опухоль в брюшной полости, но поразила еще и костный мозг», — объясняет Ольга Молостова, молодой доктор в белом халате с яркими разноцветными рисунками. На шее у Ольги стетоскоп с жирафом. Каждый день по утрам она приходит осмотреть Владиславу, общается с ее мамой, успокаивает и обсуждает с ней дальнейшее шаги лечения. Потом идет к другим пациентам — детям и подросткам до 18 лет.

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Об исследовании

Перед вами ключевые выводы исследования, проведенного по заказу Благотворительного фонда «Арифметика добра» — организации, занимающейся решением проблемы социального сиротства в России комплексно и последовательно. Более полный отчет по исследованию доступен по ссылке.

Иллюстрация: Рита Черепанова для «Нужна помощь»

 

Цель исследования: Определить текущие представления о профессии воспитателя организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди а) самих воспитателей, б) детей-воспитанников, г) руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, д) специалистов (других педагогических работников, коллег).

Методология

Участники исследования:
1) Специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей: воспитатели, другие специалисты (не воспитатели), руководители.
2) Воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей: участники программы «Шанс» БФ «Арифметика добра» в возрасте 12-18 лет; участники образовательного кампуса, организованного БФ «Арифметика добра» в августе 2018.

Как собирали данные по специалистам:
1) Анкетный опрос (бумажная форма) воспитателей и др. специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, с которыми сотрудничает БФ «Арифметика добра» в рамках программы «Шанс» (ноябрь – декабрь 2018);
2) Анкетный опрос (бумажная форма) участников «Совещания руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проводимого 19-21 сентября 2018;
3) Онлайн-опрос воспитателей, специалистов и руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, с которыми сотрудничает БФ «Арифметика добра» в рамках программы «Шанс». Приглашение принять участие в онлайн-опросе рассылалось по базе детских домов БФ «Арифметики добра»; дополнительно сотрудники фонда связывались с руководителями и объясняли цели исследования. Также в ходе визитов в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, менеджеры программы «Шанс» (ответственные за организацию анкетирования внутри детского дома) предлагали коллективу детского дома пройти онлайн-опрос как альтернативу заполнения бумажных анкет. Онлайн-опрос проводился одновременно со сбором бумажных анкет. Техническая поддержка онлайн-опроса, а также помощь при разработке инструментария и обработке собранных данных предоставлены агентством онлайн-исследований Tiburon Research.

Всего заполнено анкет: 372 анкет воспитателей, 275 анкет др. специалистов, 152 анкет руководителей.
Опрос проводился в различных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и населенных пунктах (как в государственных бюджетных и казенных, так и в областных/краевых, муниципальных), охватив по числу населения все виды пунктов. После сбора анкет проводился ручной ввод данных заполненных анкет в бумажной форме, проведена дополнительная проверка качества ввода.

Как собирали данные по воспитанникам:
1) Серия фокус-групп с детьми-воспитанниками и выпускниками детских домов в рамках образовательного кампуса БФ «Арифметика добра», проведенного 20-24 августа 2018. Для анализа был передан следующий материал: аудиозапись одной фокус-группы; резюме от модераторов; результаты письменных заданий, выполненных детьми.
2) Онлайн-опрос 17- 24 декабря 2018 (при поддержке Tiburon Research). Приглашение принять участие в онлайн-опросе рассылалось всем участникам программы «Шанс». Заполнение опроса проводилось перед началом занятий (уроков). Всего анкеты заполнили 287 респондентов (преимущественно дети, проживающие в ДД в настоящее время) из 26 регионов РФ.

Ограничения исследования:
1) Выборка сформирована по типу достижимой: удалось опросить только тех респондентов (воспитателей, специалистов, руководителей), с которыми были контакты и договоренность БФ «Арифметика добра»;
2) Неблагоприятная обстановка при заполнении анкет: в 6 детских домах по мнению представителей БФ «Арифметика добра», ответственных за проведение исследования на местах, была низкая заинтересованность респондентов участвовать в опросе, что могло так или иначе повлиять на их ответы;
3) Недостаточная искренность воспитателей: результаты оценок своей работы воспитателями оказались завышенными. Скорее всего, воспитатели были слишком заинтересованы в положительной оценке своей работы, чем могли сместить реальную картину (по всему исследованию) в сторону более позитивной.
Несмотря на наличие ограничений, сильными сторонами исследования является достижение значительного размера выборки (суммарно 799 взрослых, 287 детей-воспитанников) и широкий охват по типам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволяет использовать результаты исследования как справочную информацию при обсуждении возможностей улучшения воспитательного процесса в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мнения о целях профессии воспитателя совпали

Сотрудники детских домов – будь то руководители, воспитатели или другие специалисты — в целом одинаково оценивают а) важность целей воспитания в детском доме и б) результативность системы детских домов в достижении этих целей.

А именно, по мнению всех сотрудников детского дома, воспитатели успешнее всего работают над обеспечением безопасного поведения воспитанников и развитием у них базовых бытовых навыков, а также над развитием у детей умения строить отношения с людьми.

Умение распоряжаться деньгами, справляться со сложными ситуациями, умение ставить и достигать цели, стремиться к саморазвитию, школьная успеваемость – эти цели реже достигаются воспитателями.

Семейное устройство детей (возврат в кровную или передача в приемную семью) не является зоной влияния воспитателей — по мнению всех специалистов.

Все группы сотрудников также одинаково понимают, что воспитателям нравится в их работе: возможность приносить пользу, возможность развиваться профессионально и/или лично, расположение места работы; и не нравится размер оплаты труда.

А что думают дети? Развитие бытовых навыков и обеспечение безопасности – дети и ухаживающие за ними взрослые совпадают в том, что эти две цели достигаются внутри детского дома в должной мере. При этом дети отмечают недостаток усилий взрослых по достижению целей семейного устройства, профориентации и развитию умения обращаться с деньгами. И действительно, воспитатели в меньшей степени «приписывают» эти цели себе.

Где мнения разошлись

Воспитатели склонны переоценивать свои возможности влияния на достижение целей воспитания (по крайней мере, декларируют свою ответственность по большинству целям). Руководители переоценивают уровень удовлетворенности воспитателями от своей работы. Специалисты, не занятые ежедневным воспитанием детей, дают наиболее взвешенные оценки влияния и удовлетворенности.

Воспитанники не всегда ощущают поддержку воспитателей в сложных ситуациях (и особенно остро – дети, у которых нет близких людей в детском доме), тогда как сами воспитатели сообщали, что они удовлетворены текущими отношениями с воспитанниками (и считают этот параметр одним из самых важных при оценке удовлетворенности от своей работы).

Образовательные потребности воспитателей

Воспитатели указали работу с детьми с особенностями развития как одну из наиболее востребованных тем для дополнительного обучения. С этим согласны и сами дети, у которых есть какие-то ограничения здоровья: при опросе они отмечали, что им не хватает поддержки воспитателей, особенно в вопросах их будущего (профессии, жизни после выхода из детского дома).

И в целом, вопрос дополнительного обучения воспитателей актуален: воспитатели сами отмечают, что им нужны новые знания, а те, кто проходил обучение по месту работы, более удовлетворены своей работой, чем те, кто его не проходил. При этом позитивно сказывается даже участие в междисциплинарных комиссиях, то есть любое дополнительное обучение, связанное с текущей профессией.

В порядке заключения

Проведенное исследование (со всеми его ограничениями, прописанными в Методологии) — отвечает на вопрос «Как есть?», но не отвечает на вопрос «Как надо?»: насколько текущие представления сотрудников детских домов о результатах их работы отвечают интересам детей? Прежде всего, требует уточнения роль воспитателя в содействии семейному устройству ребенка и профориентации.

Также очевидно необходимы дополнительные меры по развитию у воспитанников детских домов: финансовой грамотности, навыков целеполагания, опыта самостоятельных решений и принятия ответственности за эти решения. При этом наиболее уязвимой группой детей по части подготовки к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

________________________

Благодарим всех участников исследования, а также наших коллег из «Арифметики добра» и Tiburon Research!

________________________

Дополнительные материалы: Презентация результатов исследования

Другие исследования
Текст
0 из 0