Профессиональная благотворительность в развитии: участие населения (2018)

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Методология

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии. «У Владиславы нейробластома IV стадии. Опухоль в брюшной полости, но поразила еще и костный мозг», — объясняет Ольга Молостова, молодой доктор в белом халате с яркими разноцветными рисунками. На шее у Ольги стетоскоп с жирафом. Каждый день по утрам она приходит осмотреть Владиславу, общается с ее мамой, успокаивает и обсуждает с ней дальнейшее шаги лечения. Потом идет к другим пациентам — детям и подросткам до 18 лет.

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Об исследовании

В фокусе исследования – восприятие и участие населения в деятельности благотворительных организаций. Речь идет о поддержке институциональной, или профессиональной, благотворительности. Это область непосредственного интереса БФ «Нужна помощь»: своей миссией мы видим развитие профессионализма в секторе. И поэтому отслеживаем ситуацию из года в год; перед вами результаты второй волны исследования, за 2018 год.

Методология

Метод сбора данных: онлайн-опрос совершеннолетних интернет-пользователей России (18-60 лет), жителей городов с населением от 100 тыс.
Рекрут респондентов: панель агентства онлайн-исследований Tiburon Research.
Период сбора данных: август 2018 года (волна 1: август 2017).
Всего опрошено: 1227 человек (волна 1: 1201 человек).

Участие в профессиональной благотворительности

За последние 12 месяцев 84% интернет-пользователей хотя бы раз участвовали в практиках благотворительности, за которыми стоит работа благотворительных организаций, но только для 11% это было ежемесячным событием. Наиболее распространенные формы поддержки благотворительных организаций: пожертвования в ящики-копилки в общественных местах, передача вещей, покупка чего-либо в пользу организации и смс-пожертвования. Наименее массовая форма поддержки – волонтерство в пользу благотворительной организации. Практика, наиболее привлекательная для благотворительных организаций, работающих (в том числе) за счет пожертвований обычных людей, подписка на автоматические пожертвования — и вовсе встречается в масштабах страны исключительно редко. В 44% случаев сумма единоразового пожертвования была менее 100р.

Настя Алексюк для Нужна помощь

Что изменилось

Масштабы участия в профессиональной благотворительности за год изменились незначительно. Самое заметное изменение: выросло количество людей, совершающих пожертвования в интернете: с 25% в 2017 году до 30% в 2018 (с частотой хотя бы раз за 12 месяцев).

Выбор благотворительной организации

Когда Вы делали пожертвования в благотворительную организацию, где Вы увидели/услышали сообщение о сборе средств?

Информацию о благотворительных организациях интернет-пользователи чаще всего получают из телевидения, а также через общение с друзьями/знакомыми – лично или в соцсетях.

Насколько Вам важно было пожертвовать деньги именно в выбранные благотворительные организации?

Только 47% благотворителей помнят организацию, в пользу которой они жертвовали деньги. И только половина из них, принимая решение о пожертвовании, руководствовались названием, репутацией и доверием к организации (25% всех благотворителей).

28% благотворителей отслеживают дальнейший путь своих пожертвований.

«На лечение ребенка» — направление работы благотворительных организаций, собирающее больше всего пожертвований (68%).

Что изменилось

Наметилась тенденция, за которой будет интересно проследить в следующем году: все чаще поддержку населения получают организации, работающие на региональном (а не федеральном) уровне. Это те организации, у которых нет доступа к телевизору (по-прежнему самый популярный канал информирования среди благотворителей), но которые активно используют возможности коммуникации через соцсети и уже достигнутых сторонников.

Вклад населения в развитие сектора

Как и год назад, преобладает мнение, что административные расходы благотворительных организаций (зарплаты сотрудников, аренда офиса, канцелярские товары и др.) должны оплачиваться государством, бизнес-компаниями и/или богатыми людьми. И только 14% респондентов считают, что эти расходы могут покрываться частными пожертвованиями — даже меньше, чем в прошлом году (18%). Это значит в том числе (и подтверждается ответами на вопрос о распределении гипотетического пожертвования в 100р.), что большинство сегодняшних благотворителей ожидают, что их пожертвование целиком будет передано тем, кто нуждается в помощи, минуя затраты организации на поиск лучших способов помочь, равно как и на работу с причинами тех или иных социальных проблем. Другими словами, ценность работы организаций пока не очевидна для большинства благотворителей.

Какая информация о благотворительных организациях доступна?

Дополнительно к опросу интернет-пользователей мы попробовали ответить на вопрос: какой образ создают в публичном пространстве сами благотворительные организации?

Отдельной задачей оказалось получить актуальный список таких организаций (см. полный отчет с описанием методологии отбора). По нашим расчетам, сейчас в России их чуть более 11 тысяч, при этом на три субъекта РФ (из 85) приходится 40% всех организаций (по адресу регистрации): г. Москва, г. Санкт-Петербург и Московская область. Чуть более трети организаций (36%) созданы в последние пять лет, остальные — раньше, но редко более 20 лет назад. И на текущий момент это вся статистика, которая доступна по всей совокупности благотворительных организаций.

Проведенный пилотный анализ выборки из 446 организаций показал, что:

  • большая часть зарегистрированных благотворительных организаций никак не представлены в интернете или имеют ресурсы, которые не оптимизированы под поиск в интернете;
  • те, кто представлен, отчитываются о проделанной работе за год только «через одного»;
  • совсем меньшинство демонстрируют системный подход в организации своей деятельности.

Это говорит о том, что организации и население двигаются синхронно – в том, что касается вовлеченности в профессиональную благотворительность. Пока это не масштабное явление ни для одной из сторон.

________________________

Над исследованием работали: Елизавета Язневич, Ксения Бабихина, Наталия Фреик, Петр Силаев, Софья Савина.

Иллюстрация и верстка материалов: Дарья Захарова, Кристина Звездова, Настя Алексюк, Рита Черепанова.

Благодарим за помощь партнеров: Tiburon Research, Информационная культура

________________________

Дополнительные материалы: Полный отчет по исследованию | Инфографика | Таблицы с ответами респондентов | Данные о НКО могут быть предоставлены по запросу

Другие исследования
Текст
0 из 0