Профессиональная благотворительность в России в развитии: участие населения (2017)

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Методология

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии. «У Владиславы нейробластома IV стадии. Опухоль в брюшной полости, но поразила еще и костный мозг», — объясняет Ольга Молостова, молодой доктор в белом халате с яркими разноцветными рисунками. На шее у Ольги стетоскоп с жирафом. Каждый день по утрам она приходит осмотреть Владиславу, общается с ее мамой, успокаивает и обсуждает с ней дальнейшее шаги лечения. Потом идет к другим пациентам — детям и подросткам до 18 лет.

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Об исследовании

В фокусе исследования – восприятие и участие населения в деятельности благотворительных организаций. Речь идет о поддержке институциональной, или профессиональной, благотворительности. Это область непосредственного интереса БФ «Нужна помощь»: своей миссией мы видим развитие профессионализма в секторе. И будем отслеживать ситуацию из года в год.

Методология

Метод сбора данных: онлайн-опрос совершеннолетних интернет-пользователей России (18-60 лет), жителей городов с населением от 100 тыс.
Рекрут респондентов: панель агентства онлайн-исследований Tiburon Research.
Период сбора данных: август 2017 года.
Всего опрошено: 1201 человек.

Участие в профессиональной благотворительности

За последние 12 месяцев 85% интернет-пользователей хотя бы 1 раз участвовали в практиках благотворительности, за которыми стоит работа благотворительных организаций, но только для 12% это было ежемесячным событием. Наиболее распространенные формы поддержки благотворительных организаций: ящики для пожертвований в общественных местах, передача вещей, покупка чего-либо в пользу организации и смс-пожертвования. Наименее массовая форма поддержки – волонтерство в пользу благотворительной организации. Практика, наиболее привлекательная для благотворительных организаций, работающих (в том числе) за счет пожертвований обычных людей, подписка на автоматические пожертвования — и вовсе встречается в масштабах страны исключительно редко. В 45% случаев сумма единоразового пожертвования была менее 100р.

Ольга Неснова для Нужна помощь

 

Выбор благотворительной организации

Когда Вы делали пожертвования в благотворительную организацию, где Вы увидели/услышали сообщение о сборе средств?

Информацию о благотворительных организациях интернет-пользователи чаще всего получают из телевидения, а также через общение с друзьями/знакомыми – лично или в соцсетях.

 

Только 53% благотворителей помнят название организации, в пользу которой они жертвовали деньги. Из них 47% (25% всех благотворителей), принимая решение о пожертвовании, руководствовались названием, репутацией и степенью своего доверия организации.

Насколько Вам важно было пожертвовать деньги именно в выбранные благотворительные организации?

30% благотворителей отслеживают дальнейший путь своих пожертвований.

«На лечение ребенка» — направление работы благотворительных организаций, собирающее больше всего пожертвований (56%).

Вклад населения в развитие сектора

Как и год назад, преобладает мнение, что административные расходы благотворительных организаций (зарплаты сотрудников, аренда офиса, канфелярские товары и др.) должны оплачиваться государством, бизнес-компаниями и/или богатыми людьми. И только 18% респондентов считают, что эти расходы могут покрываться частными пожертвованиями. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом ситуация немного улучшилась.

17,5% потенциальных благотворителей готовы целиком доверить сумму пожертвования организации. Остальные 82,5% пожертвовали бы, в среднем, 12 из 100 рублей на административные расходы благотворительной организации.

В целом, половина интернет-пользователей (48%) намерены совершать пожертвования в б/организации в будущем, а 38% еще не определились с решением.

Особенности участия в благотворительности разных социальных групп

Нет ничего удивительного в том, что интернет-пользователи не однородны в своем опыте участия в профессиональной благотворительности. Прежде всего, частота участия и сумма пожертвований зависят от материального благосостояния: люди с высоким достатком жервуют чаще и большие суммы.

Ответы мужчин и женщин также немного различались.

Женщины чаще, чем мужчины: Мужчины чаще, чем женщины:
  • делают целевые пожертвования в адрес конкретной благотворительной организации, которой доверяют;
  • называли государственные программы как основной источник для финансирования благотворительных организаций.
  • совершают пожертвования, не обращая внимание на название и репутацию благотворительной организации;
  • считают, что в НКО не должно быть зарплат.

 

В мотивах участия в благотворительности отражается разница поколений

Самые интересные различия обнаружились при изучении мотивов участия в благотворительности разных возрастных группВоспитание – ключевой драйвер для благотворителей 25-34 лет. Гражданский долг имеет особое значение для самой старшей возрастной группы. Причина «Помогу другим — помогут мне», а также интересность проекта более актуальны для группы 18-24-летних, чем для всех остальных. Только эмоциональный порыв одинаково присущ всем возрастам (2-3 место).

Кроме этого, молодые люди 18-24 лет чаще откликаются на посты и рекламу в интернете и отслеживают новости НКО. Люди 25-34 лет составляют ядро социальных сетей и сайтов НКО. Наиболее требовательную аудиторию для НКО представляют собой люди 45-60 лет: они больше других возрастных групп обращают внимание на репутацию НКО и чаще других считают, что НКО могут зарабатывать сами или работать без зарплат.

Подытожим

Благотворительные организации только начинают завоевывать лояльность россиян. Самая регулярная помощь  от населения – пожертвования через смс и ящики фондов – не требует от людей больших денег и времени на принятие решения. Однако информация на центральных телеканалах, в интернете и соцсетях – все это неминуемо увеличивает знание и интерес населения к благотворительности. И тем самым ставит некомерческие организации перед необходимостью дальнейшейго профессионального развития.

Как и год назад, остается актуальной задача популяризации темы профессионалов некоммерческого сектора, заслуживающих достойную оплату труда.

 

________________________

Над исследованием работали: Дарья Бабанина, Елизавета Язневич, Полина Дячкина.

Иллюстрация и верстка материалов: Дарья Захарова, Ольга Неснова.

Благодарим за помощь партнеров: Tiburon Research, Mediascope

________________________

Дополнительные материалы: Полный отчет по исследованию, Инфографика.

Другие исследования
Текст
0 из 0