Избыточное потребление и благотворительность

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Методология

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии. «У Владиславы нейробластома IV стадии. Опухоль в брюшной полости, но поразила еще и костный мозг», — объясняет Ольга Молостова, молодой доктор в белом халате с яркими разноцветными рисунками. На шее у Ольги стетоскоп с жирафом. Каждый день по утрам она приходит осмотреть Владиславу, общается с ее мамой, успокаивает и обсуждает с ней дальнейшее шаги лечения. Потом идет к другим пациентам — детям и подросткам до 18 лет.

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Как родилась идея исследования

Рост повседневного потребления населения считается одним из главных показателей экономического развития страны. Но у него есть и обратная сторона: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, проблемы с ликвидацией бытовых отходов и др. Кроме того, возросшие  потребности могут не соответствовать реальному уровню доходов населения. Нам стало интересно, насколько феномен избыточного потребления распространен в России, и есть ли связь между избыточным потреблением и практикой участия людей в благотворительности.

В исследовании мы ограничиваемся субъективным определением избыточности потребления: признанием людей, что их личные траты чрезмерны.

Методология

Метод сбора данных: онлайн-опрос совершеннолетних интернет-пользователей России (18-60 лет), жителей городов с населением от 100 тыс.
Рекрут респондентов: панель агентства онлайн-исследований Tiburon Research.
Период сбора данных: декабрь 2016 года.
Всего опрошено: 1303 человека.

Частота «лишних» трат

«Лишние», необязательные траты присутствуют в жизни большинства людей на уровне «иногда».«Лишние» траты в большей степени свойственны: женщинам, до 40 лет, людям с доходом выше среднего, жителям Москвы. По размеру трат на необязательные покупки аудитория делится пополам на отметке в 2 000 рублей: для половины потребителей эта сумма — максимально допустимая; вторая половина готова потратить и больше.

Однако российские потребители ещё далеки от «пресыщения»: по-прежнему существует много вещей, на которые они хотят тратить больше денег, чем сейчас. Кроме того, подавляющее большинство людей заявляет, что они пытаются контролировать такие траты.

Вывод о «непресыщенности» российского потребителя подтверждают и данные о доле трат на продукты питания в структуре расходов населения России по сравнению с другими странами Европы: 31,6% по результатам 2015 г., и ли 32 место среди 40 стран. В более благополучных странах эта доля не превышает 15%.

Благотворительность и «лишние» траты

Частота участия в благотворительности сопоставима с частотой лишних трат: чуть больше трети интернет-пользователей совершают пожертвования регулярно (хотя бы раз в три месяца). Однако однозначной корреляции между этими двумя практиками не зафиксировано.

Концепция «благотворительность вместо лишних трат» получила практически равное количество положительных и негативных откликов с небольшим перевесом первых. Идею больше поддержали: люди, которые уже участвуют в благотворительности, женщины и люди с доходом выше среднего.

Первые в списке причин неприятия идеи «Благотворительность вместо лишних трат»: недоверие к благотворительным организациям и отсутствие «лишних» денег.

Подписка на ежемесячные пожертвования

Вторая из протестированных нами идей получила ещё меньше положительных откликов: только четверть интернет-пользователей принимают возможность подписаться на автоматическое ежемесячное пожертвование в пользу благотворительной организации на уровне «Скорее нравится».

Причины неприятия идеи во многом схожи с предыдущим списком: это, по-прежнему, финансовые ограничения, недоверие к благотворительным фондам, а также желание самостоятельно решать и контролировать расходы (т.е. непринятие идеи принуждения).

Для 70% интернет-пользователей, не отрицающих идею ежемесячных пожертвований (36% всей выборки), оптимальный размер пожертвования — до 400р. Остальные готовы на большие суммы. Этот результат соотносится с анализом базы рекуррентов БФ «Нужна помощь»: 65% из них жертвуют именно сумму до 400р.

Подытожим

По частоте участия благотворительность стоит в одном ряду с необязательными тратами. И те, и другие траты связаны с общим финансовым благополучием и более присущи женщинам. Результаты тестирования идеи «Благотворительность вместо лишних трат», соединенные с выводом о «непресыщенности» российских потребителей, позволяют предположить, что более успешной будет идея «Благотворительность вместе с лишними тратами». Т.е. это тоже  удовольствие, которое можно себе иногда позволять.

Ограниченные финансовые возможности и нестабильность доходов — один из важных барьеров к участию в благотворительности вообще и на регулярной основе в частности. Второй важный барьер — недоверие к благотворительным организациям. Третий барьер связан с потребностью принимать решения самостоятельно и контролировать их исполнение (а значит, это тоже про недоверие): что считать лишними тратами, когда и как участвовать в благотворительности.

________________________

Над исследованием работали: Елизавета Язневич, Полина Дячкина.

Иллюстрация и верстка материалов: Настя Алексюк.

Благодарим за помощь партнеров: Tiburon Research, ФОМ.

________________________

Дополнительные материалы: Отчет с рекомендациями для НКО | Отчет с результатами опроса по донорам Фонда

Другие исследования
Текст
0 из 0