Благотворительность крупнейших компаний России: Что видно публике?

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Методология

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии. «У Владиславы нейробластома IV стадии. Опухоль в брюшной полости, но поразила еще и костный мозг», — объясняет Ольга Молостова, молодой доктор в белом халате с яркими разноцветными рисунками. На шее у Ольги стетоскоп с жирафом. Каждый день по утрам она приходит осмотреть Владиславу, общается с ее мамой, успокаивает и обсуждает с ней дальнейшее шаги лечения. Потом идет к другим пациентам — детям и подросткам до 18 лет.

Четырехлетняя Владислава смотрит мультики на экране смартфона. В отличие от других пациентов детского онкологического отделения, у Владиславы еще остались длинные темно-русые волосы. Но это ненадолго — до интенсивной химиотерапии.

Как возникла идея исследования

Данное исследование – наша первая попытка ответить на вопрос: «Сколько коммерческих компаний России занимаются благотворительностью?», а также: «Каковы особенности такой, корпоративной, благотворительности?». Знакомство с темой мы решили начать с изучения опыта крупнейших компаний России (если не они, тогда кто?) и конкретно, того, что компании презентуют о своей благотворительной деятельности в публичном пространстве.  Мы провели анализ упоминаний в СМИ и интернете для каждой третьей компании из списка 600 крупнейших компаний России по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).

Методология

— В выборку попала каждая третья компания из рейтинга РА ЭКСПЕРТ (крупнейшие компании России по объёму реализации продукции по итогам 2015 года);

— Информацию о благотворительной деятельности компании мы искали 1) на сайте компании; 2) в поисковиках; 3) через базу СМИ системы «Медиалогия»;

— Слова для поиска: «благотворительность / благотворительный», «волонтерство», «добровольцы», «пожертвование», «помощь / помогать», «поддержка / поддерживать», «спасение / спасать», «социальная ответственность», «грант», «подарки / дарить», «добрые дела», «спонсорство / спонсировать», «филантроп»;

— Период сбора данных: 20 апреля – 10 мая 2017.

Результаты  исследования

1. Большинство крупных компаний так или иначе рассказывают о корпоративной благотворительности. Мы не нашли упоминания о КБ ни на сайте, ни в СМИ, только у 25% компаний.

2. Чаще других отраслей о КБ рассказывают банки (100%). Торговые компании (и опт, и розница), наоборот, делают это реже остальных (не более 60%). При этом компании, работающие с частными клиентами (B2C услуги), в среднем упоминают КБ чаще тех, кто работает только с бизнесом.

3. Международные компании рассказывают о благотворительности чаще (84% против 72% российских компаний), но иногда ограничиваются отсылкой к социальным программам головной организации.

Иллюстрация: bogusfreak для Нужна помощь

4. Компании с самой большой выручкой (места 1 – 200 в рейтинге) рассказывают о своей благотворительности чаще (85%) и чаще делают это хорошо: через раздел на сайте, организацию регулярного благотворительного мероприятия/проекта и партнерство с НКО (19% против 13,5% в среднем).

5.О своих партнерах среди НКО, получающих помощь компании или помогающих ей реализовать социальные программы, упоминают меньше половины всех компаний (43%).

6.Чаще всего компании выбирают благотворительность в области соцзащиты (52% КСО-программ): помощь сиротам, людям с инвалидностью, одиноким старикам и другим нуждающимся. Особенно много по этому направлению работают банки и промышленные предприятия.

7.У 23 компаний из 200 исследованных (15% компаний-благотворителей) есть свои корпоративные благотворительные фонды.

8.Среди других форм оказания помощи наиболее популярны денежные пожертвования (48% от компаний, «замеченных в благотворительности») и безвозмездное предоставление товаров и услуг (46%).

9.Исключительно денежную помощь оказывает 20% компаний-благотворителей. Еще 36% не жертвуют деньги, но помогают волонтерством, организацией благотворительных мероприятий, обеспечением продуктами, строительными материалами и другими товарами, а также pro bono.

10.Оставшиеся 28% предпочитают совмещать денежные пожертвования с некоторыми или всеми другими перечисленными формами помощи.

Иллюстрация: bogusfreak для Нужна помощь

Подытожим

У крупного бизнеса есть интерес к благотворительным проектам. Но системный подход и профессиональные стандарты в этой области деятельности – пока исключения из правила. И сейчас это привилегия гигантов рынка.

Регулярные благотворительные проекты и программы с партнерами среди НКО, сайт с четко прописанной социальной политикой, обоснованный выбор направлений и форм помощи – это возможности для улучшения корпоративной благотворительности, переход от формального участия к вовлеченности.

Мы отдаем себе отчет, что полученная информация далека от того, чтобы исчерпать описание корпоративной благотворительности в России. Как минимум, интересен также опыт средних и малых компаний и более детальное изучение форм корпоративной благотворительности (включая оценку их эффективности и понимание мотивов выбора). Поэтому мы планируем еще не раз к теме вернуться.

_______________________

Над исследованием работали: Анна Соловьева, Елизавета Язневич, Полина Дячкина, Юрий Иващенко.

_______________________

Дополнительные материалы:

 

Другие исследования
Текст
0 из 0