Зачем благотворительному фонду мерч

Многие фонды стали создавать собственную продукцию —  «мерч». Недавно мы перезапустили наш маркетплейс, где мы продаем свой мерч и мерч других фондов, под новым брендом «Есть смысл». К перезапуску сделали фотосессию, чтобы показать, что мерч благотворительных организаций может быть красивым и модным. А зачем мерч вообще нужен фондам — в этой статье.

Недавняя съемка для маркетплейса фонда «Нужна помощь».

Мерч (merchandise — «товары, продукция») — это фирменная продукция (футболки, свитшоты, сувениры и другие вещи), которая характеризует организацию и отображает ее основные ценности. Продажа вещей под собственным брендом позволяет расширить аудиторию, создает лояльное отношение среди сторонников, дает возможность получать дополнительный доход и укрепляет компанию. 

Надежда Янкелевич
Надежда Янкелевич
пиар-директор фонда «Нужна Помощь»

Мерч — это отличный способ рассказать людям про организацию и про то, какую социальную проблему она решает. Вещи со смыслом могут быть не просто удобными и полезными, они говорят о позиции их обладателя, о его сопричастности. Это еще один доступный способ участия в благотворительности. Ведь все мы разные: кому-то удобно подписаться на регулярные пожертвования, кому-то жертвовать разово, кто-то хочет стать волонтером, кто-то рассказывает о проблеме в своих соцсетях, а кто-то хочет купить вещь со смыслом и выразить себя и свою позицию таким образом. Бывает, что человек покупает вещь, потому что она ему просто понравилась, а уже потом узнает про фонд и его работу. И это тоже важно.

Наталья Баева
Наталья Баева
координатор коммерческих программ Фонда борьбы с лейкемией

Во время лечения наши подопечные теряют волосы и очень этого стесняются. Один из наших мерчей — это красная шапка. Люди могут носить ее, фотографироваться и при этом выглядеть стильно. Более того, некоторые находятся на лечении в боксах месяцами без связи с внешним миром. Когда подопечные видят фотографии людей в этой шапке под хэштегами #краснаяшапкапротивлейкоза или #самоевремяжить, им становится не так одиноко, они чувствуют поддержку.

Разве фонд может продавать?

Производство и продажа собственной продукции — это коммерческая деятельность. Но этого не стоит бояться. Закон не запрещает заниматься коммерцией НКО. Главное проверить, предусмотрено ли это уставом организации. Если изначально такая возможность не была прописана в уставе, то для создания мерча можно зарегистрировать отдельное юридическое лицо. 

Съемка для маркетплейса «Есть смысл»
Фото: Максим Юлдашев

Более подробно о коммерческой деятельности внутри НКО можно почитать здесь. Также найти ответы на многие юридические вопросы, узнать о налоговых аспектах и каналах реализации продукции можно здесь

С чего начать?

Итак, коммерческая деятельность внесена в устав вашей организации или вы зарегистрировали для этого юридическое лицо. Дальше вам нужно будет найти подрядчиков, которые сошьют одежду и аксессуары. 

Важно, чтобы вещи были стильными и их было приятно носить. Возможно, вам понадобятся дизайнеры, которые будут совпадать с вашими ценностями и помогут создать по-настоящему модную коллекцию. 

Юлия Шляндина
Юлия Шляндина
директор по фандрайзингу, руководитель программы «Информирование и вовлечение» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

Наше знакомство с Женей Ежиковой из Студии Артемия Лебедева вылилось в мерч фонда. Мы в очередной раз убедились, что все держится на людях и их увлеченности. Некоторые модели получились очень смелыми, но статистика продаж показала, что не зря: покупатели оценили дизайн. Мы рассматривали эту инициативу, как ещё один способ «поговорить» с аудиторией — например, познакомить ее со шрифтом Брайля.

Просто лепить логотип не получится, это не вызовет отклик, считает исполнительный директор фонда «Нужна Помощь» Софья Жукова. 

То, что вы делаете, с одной стороны, должно отображать ваши ценности, а с другой, быть понятным любому человеку, чтобы каждый мог найти в этом смысл именно для себя.
Анфиса Скубко
Анфиса Скубко
координаторка волонтеров, мероприятий и магазина Центра «Насилию.нет»*

Важно, чтобы дизайнер делал не просто красивые картинки, но и наполнял их смыслом. Мы стараемся, чтобы наш мерч был не про страдания, а про призыв к чему-то хорошему. Ведь очень просто говорить о вещах, которые не нужно делать, но важно дать что-то взамен. Мы показываем, как строить доверительные отношения, уважать и поддерживать друг друга. Именно поэтому мы выбрали слоган «Make love, not violence».

К сожалению, сейчас благотворительный мерч организаций имеет не самый современный дизайн и часто его не хочется носить, считает руководитель издательства и мерча фонда «Нужна Помощь» Юлия Петропавловская. 

Юлия Петропавловская
Юлия Петропавловская
руководитель издательства и мерча фонда «Нужна Помощь»

Не у всех фондов есть экспертиза в производстве коллекций одежды, которая есть у модных дизайнеров и у масс-маркет брендов. Но мы считаем, что благотворительный мерч может быть красивым и хотим производить вещи, которые будет не стыдно надеть на работу или на праздник. Только тогда сработает сарафанное радио и мы достигнем главной нашей цели — привлечем как можно больше людей в благотворительность.

Съемка для маркетплейса «Есть смысл»
Фото: Максим Юлдашев
Наталья Баева
Наталья Баева
координатор коммерческих программ Фонда борьбы с лейкемией

Уже несколько лет мы участники и партнеры фестиваля «Нашествие». Так появились наши футболки с рок-звездами и линейка «Рок против лейкоза». Каждый год мерч на эту тематику растет и растет. Рок-поклонники нас уже знают. Это помогает фонду — деньги от продажи мерча поступают на лечение наших подопечных.

Опыт фонда «Нужна Помощь»

В 2019 году с подачи журналиста, зоозащитника и основателя Barking Store Романа Белоусова фонд «Нужна Помощь» решился на создание собственного мерча. 

Тогда появилось три стильных мерча: 

— свитшот «Такие Дела»

— розовая футболка «Невыносимо»

— футболка «Трагический контент»

Свитшот «Такие Дела» — это базовая вещь, а вот футболки «Невыносимо» и «Трагический контент» появились не просто так.  

«Невыносимо» — это название текста про девочку Симу, который написала Мария Бобылева. Это история про то, как семья прошла через тяжелые испытания и чуть не потеряла ребенка, но вопреки всему продолжает бороться, любить и верить. 

Софья Жукова
Софья Жукова
исполнительный директор фонда «Нужна Помощь»

Мы подумали, что это очень точно отражает нас. «Невыносимо» — это про тексты «Таких Дел», которые иногда действительно невыносимо читать, про ситуацию с социальными проблемами — зачастую нам невыносимо от того, что они не решаются, и в целом про то, насколько трудно находиться в контексте всех этих событий. При этом мы решили, что футболка обязательно должна быть розовой. Для нас это ирония над происходящим — как бы ни было невыносимо, мы готовы говорить о проблемах и верим, что можно что-то изменить. Интересно, что многие, не зная историю Симы, носят эти футболки на родительские собрания в школу или на митинги. Это вещь стала знаковым и ироничным мерчом для нас.

У футболки «Трагический контент» тоже своя история. 

Съемка для маркетплейса «Есть смысл». Та самая футболка «Трагический контент»
Фото: Максим Юлдашев
Софья Жукова
Софья Жукова
исполнительный директор фонда «Нужна Помощь»

В «Яндекс.Дзен» не хотели брать наши материалы и писали в ответ, что у нас слишком трагический контент. Мы решили сделать футболку с такой надписью в отсылку на этот комментарий. Знают в «Яндекс.Дзен» об этом или нет, я не в курсе. Но это тоже про иронию над собой — все мы бываем грустными и нередко производим в своей жизни трагический контент.

Маркетплейс — площадка для единомышленников 

В этом году фонд «Нужна Помощь» предоставил возможность продавать мерч в своем маркете и другим благотворительным фондам.  

Юлия Петропавловская
Юлия Петропавловская
руководитель издательства и мерча фонда «Нужна Помощь»

Мы берем минимальную комиссию, чтобы покрыть расходы на хранение и доставку, а все остальное перечисляем фондам-продавцам. Таким образом, наши партнеры не тратят деньги на склад и логистику, на продвижение и рекламу своего мерча. Мы сами фотографируем товары, создаем описания и ведем трафик на наш сайт. Благодаря маркетплейсу фонды не только получают дополнительную финансовую поддержку, но и приобретают новую аудиторию.

Евгения Белозерова
Евгения Белозерова
директор по развитию БФ «Живи сейчас»

Качественный и стильный мерч для благотворительной организации — это не только и не столько дополнительный доход, сколько способ привлечь внимание и повысить лояльность партнеров. При создании дизайна мы сознательно отказались от использования логотипа фонда и упоминания болезни, чтобы расширить целевую аудиторию, но часть наших покупателей становятся жертвователями и подписываются на новости, а значит, интересуются деятельностью фонда и проблемой, которую мы решаем.

Фонд «Нужна Помощь» готовит новую коллекцию уже к началу зимы. Будет запуск читательского клуба и серия просветительских мероприятий, в которых вы сможете принять участие. Следите за новостями на сайте нашего издательства «Есть смысл».

Спасибо, что дочитали до конца! 

*выполняет функцию иностранного агента

Материалы по теме
Опыт
Социальное воздействие в сфере подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни
20 июня
Опыт
Как фонды собирают пожертвования по QR-коду и насколько это эффективно
9 июня
Опыт
Как креативные компании помогают фондам собирать средства
6 июня
Читайте также
Опыт
«Я считаю это своей маленькой миссией»: почему люди покупают вещи в благотворительных магазинах
25 января
Культура
Рассказ «Возвращение» Александра Залесского из сборника «Одной цепью»
10 декабря
Культура
«Это придает смысл его жизни и его смерти»: интервью с автором книги «Если бы не ты, то бы и не я» Верой Тихоновой
6 декабря