18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

«Важно быть честным»: новые вызовы для фандрайзинга сегодня

За практически месяц, прошедший с начала «военной спецоперации» в Украине, благотворительные организации заявили о серьезном снижении уровня пожертвований и значительном сокращении количества доноров.

Как выстраивать фандрайзинговую стратегию в сложившейся ситуации? Где искать ресурсы для продолжения работы? Ответы на эти вопросы постарались дать эксперты от НКО на вебинаре «Фандрайзинг — новые вызовы», организованном фондом «Нужна помощь».

«Стратегия сохранения»

Текущий кризис — далеко не первый в истории российских НКО, однако, по словам исполнительного директора ассоциации фандрайзеров Ирины Меньшениной, работающей в сфере более тридцати лет, «такого как сейчас – не было». Тем не менее, эксперт подчеркивает, что существуют «общие черты, которые можно выделить, чтобы побороться с этой ситуацией».

Главное на данный момент — перейти от так называемой «стратегии развития» к «стратегии сохранения»
Отказаться от долгосрочного планирования в пользу краткосрочного и внимательно отнестись к расходам организации, урезав наименее значительные для благополучателей.

Пример использования «стратегии сохранения» на вебинаре привела руководительница отдела фандрайзинга фонда «Нужна помощь» Майя Соерова. Стратегия коснулась футбольного чемпионата организации «Меняй игру», намеченного на это лето.

Майя Соерова
Майя Соерова
руководительница отдела фандрайзинга фонда «Нужна помощь»

У нас нет тех мощностей, которые были в прошлом году, чтобы провести полноформатный чемпионат, поэтому мы решили, что это будет формат футбола на «коробках», которые мы видим в своих дворах и дворах школ. Это будет очень хардкорно, по-рокерски, без какого-то комфорта, который мы обеспечивали. Но мы посчитали, что это в сложившейся ситуации будет честнее, потому что сейчас важно объединяться, создавать какую-то среду. И пусть эта среда, возможно, будет не очень комфортная, зато это будет возможность встретиться с людьми, близкими по интересам, поиграть, вывести свои эмоции в какое-то созидательное русло, позаниматься спортом и, с другой стороны, помочь.

По словам Ирины Меньшениной, часто под сокращение мощностей попадают расходы, связанные с пиаром, фандрайзингом и таргетингом, однако это — неправильный подход, потому что «каждый рубль, отрезанный от бюджета фандрайзинга, отзовется нам десятками рублей, отрезанных от программного бюджета», – процитировала Ирина Дмитрия Даушева, директора по фандрайзингу благотворительной организации «Детские деревни-SOS».

В ситуации центробежного кризиса, когда «все разбегаются, все пытаются спасти то, что есть», необходимо создать центростремительную силу, которая наоборот будет собирать сообщества и вдохновлять их, пусть на малые, но изменения. Важнейшим инструментом для создания такой силы Меньшенина считает общение с донорами, причем выстроенное в совершенно новом ключе.

Если раньше «мы говорили: поддержите нас, поддержите наших благополучателей, то сейчас настало время, когда наше доброе слово может быть очень ценным для доноров», – объясняет эксперт.

Во-первых, это время сказать «спасибо», во-вторых, сказать «держитесь», и в-третьих, сказать: давайте преодолевать это время вместе, не теряемся»

По словам Меньшениной, сейчас очень важно «касаться доноров», использовать доступные каналы связи, но не чтобы получить деньги, а чтобы поддержать контакт.

Ирина Меньшенина
Ирина Меньшенина
исполнительный директор ассоциации фандрайзеров

Сейчас наша с вами надежда в сохранении контактов людей, и наступит время, когда наш вот этот вот забег на короткие отрезки подскажет нам: ребят, просите больше. Но сейчас важно не оборвать контакты. В стратегии сохранения, а не развития.

Если же в нынешней ситуации все-таки просить о материальной поддержке, то необходимо подчеркивать, что благотворительность сегодня — едва ли не единственная возможность что-то реально изменить, повлиять на происходящее. В ситуации кризиса, когда многие люди ощущают беспомощность перед лицом происходящего, это очень важный мотив.

Ирина Меньшенина
Ирина Меньшенина
исполнительный директор ассоциации фандрайзеров

Давайте людям это говорить: ваше пожертвование поменяет день, поменяет час, поменяет минуту конкретного человека. Ощущение способности повлиять и поменять, дает большую эмоциональную поддержку и силу человеку.

«Не как просто к кошелькам»

Действенность постоянного общения с донорами в своей реплике подтверждает директор благотворительного фонда «Я в помощь» Екатерина Мяздрикова.

Екатерина Мяздрикова
Екатерина Мяздрикова
директор благотворительного фонда «Я в помощь»

Даже тогда, когда кажется, что нет никаких новостей чтобы поделиться, что ничего не произошло, эта практика приводит к тому, что обнаруживаются новые резервы, идеи появляются, либо мы просто получаем какой-то полезный инструмент, чтобы дальше двигаться. Для нас это очень рабочая практика.

Аналогичным способом взаимодействует с донорами и фонд «Вера». Тимлид команды массового фандрайзинга организации Александра Милованова рассказала, что в первые дни после начала «спецоперации» «Вера» сделала рассылку и посты в соцсетях с материалами от своих психологов о том, как поддержать себя в кризис.

Александра Милованова
Александра Милованова
тимлид команды массового фандрайзинга фонда «Вера»

Мы не добавили туда ни одной кнопки о помощи, не просили помочь, мы просто написали: держитесь и попробуйте поддержать в первую очередь себя. Там даже были такие советы: сделайте зарядку, откройте окно, подышите свежим воздухом. Максимально простые. Людям было приятно понять, что мы относимся к ним с уважением и заботой, а не как просто к кошелькам, к которым обращаются только с просьбами.

Такая поддержка и забота произвела впечатление на доноров: сбор, открытый фондом в начале марта, оказался очень успешным, хотя для «Веры» он был «достаточно необычным», не адресным. На фоне кризиса и роста цен организация решила собрать 14 миллионов рублей на закупку жизненно важного оборудования и специального питания для 260 своих подопечных.

Александра Милованова
Александра Милованова
тимлид команды массового фандрайзинга фонда «Вера»

Изначально мы хотели зайти как обычно с конкретных адресных историй, с конкретных детей, но потом поняли, что не хотим никого выделять из наших семей, не хотим манипулировать конкретными историям, а хотим честно рассказать проблему в общем, потому что люди в этой ситуации способны понять, что проблема глобальная, ее нужно решать, и для этого не обязательно приводить примеры конкретных семей. И это решение оказалось очень верным, такого отклика на фандрайзинг у нас никогда не было, сработали все каналы, и в разы лучше сработали, чем обычно.

Честный рассказ о том, как объективно обстоят дела в фонде, по мнению Миловановой, стал одной из причин успеха сбора. «Многих из наших доноров это тронуло», – говорит она.

«Не только деньги и поддержка»

Похожим образом обстоят дела в корпоративном фандрайзинге, за который в фонде «Вера» отвечает Анастасия Маренцова.

Анастасия Маренцова
Анастасия Маренцова
корпоративный фандрайзер фонда «Вера»

Сейчас – время объединяться. С корпоратами мы много лет встраивали партнерские отношение, в которых важны не только их деньги и поддержка. За счет этого сейчас появилась возможность пойти и договориться с партнерами, которые собирались сделать пожертвование в течение года, чтобы они перенесли это пожертвование на первый квартал. Важно быть честным.

Не теряется связь и с компаниями, которые эвакуировались из России и больше не могут поддерживать фонд. Специалисты «Веры» передали им поддерживающие материалы и сейчас стараются выстроить коммуникацию напрямую с сотрудниками этих компаний, общаются с ними через мессенджеры и электронную почту.

Именно электронная почта на фоне последних событий стала главным инструментом коммуникации – об этом на вебинаре говорили практически все эксперты.

Ольга Рончинская
Ольга Рончинская
коммерческий директор фонда «Нужна помощь»

Мы стали реже связываться с компаниями через соцсети, потому что сейчас в соцсетях люди меньше обсуждают работу, больше говорят про личные переживания, личные истории, кажется неуместным сейчас связываться с новыми людьми в социальный сетях. Переориентировались на электронные почты, это более нейтральный канал связи.

Безусловно, изменения также коснулись подхода к поиску новых партнеров. По словам Рончинской, после брейншторма в «Нужна помощь» выделили несколько категорий бизнеса, которому может быть интересно сотрудничество с фондом в новых условиях. 

Ольга Рончинская
Ольга Рончинская
коммерческий директор фонда «Нужна помощь»

Это онлайн-образование, это телеком, это частные банки, российские е-коммерс, организации, связанные с внутренним туризмом, и культурные государственные организации, с которыми, может быть, нам было бы интересно сотрудничать. Составили выборку конкретных компаний в этих сегментах, стараемся выстроить какое-то сотрудничество. В итоге отвалилось денег и средств пока больше, чем удается привлекать, но мы стараемся это компенсировать.

«Приходите к своим сторонникам»

Поддержка доноров, о которой много говорили все эксперты, может выражаться не только в добрых словах и психологических советах. Качественно реализовать потребность в возвращении контроля над ситуацией возможно благодаря вовлечению аудитории НКО в корпоративное волонтерство, в помощь делом. Так, фонд «Вера» предлагает своим донорам приготовить подарки для пациентов хосписа, привезти их, принять участие в субботниках.

Анастасия Маренцова
Анастасия Маренцова
корпоративный фандрайзер фонда «Вера»

Мы выходим максимально на сотрудников и понимаем, что сделать субботник или спортивное мероприятие – это командообразование, и сейчас есть запрос на такое. Сейчас нехорошо делать развлекательные мероприятия, то есть вывезти команду на обычный тимбилдинг – не очень уместно, а вывезти команду на социальный тимбилдинг – очень органично, с этой коммуникацией мы и приходим. И это тоже имеет определенный успех.

Хорошим инструментом для такого вовлечения остается площадка «Пользуясь случаем», которая позволяет открывать благотворительные сборы в пользу верифицированных фондом «Нужна помощь» организаций. «Все успешные кейсы на «Пользуясь случаем» начинаются с людей, основа волонтерского фандрайзинга – это люди. Приходите к своим сторонникам, приходите к своим друзьям», – призывает Майя Соерова.

Другие благотворительные площадки – Planeta.ru или Boomstarter – также не стоит обходить стороной. Как и «Пользуясь случаем», они успешно решают проблему недоверия к благотворительности, которая всегда усиливается в кризисные моменты, потому что дают гарантии безопасности, помогают с рекламой сборов и привлекают жертвователей интересными лотами.

Карина Кононова
Карина Кононова
менеджер по работе с онлайн-площадками фонда «Ника»

Если люди не совсем доверяют или не совсем лояльны к благотворительности, они через площадки могут понять, что фонд проверенный, что это уже не первый год происходит. А если и первый год, то площадка гарантирует, что все документы у фонда в порядке, что всё в порядке. Поэтому сейчас, как мне кажется, как никогда, нужно регистрироваться на этих площадках.

Спасибо, что дочитали до конца! Вебинар целиком можно посмотреть здесь.

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября
Помочь нам