18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Социальное воздействие в сфере подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни

Расскажем, как именно благотворительные фонды готовят воспитанников интернатных учреждений к взрослой жизни, а также о том, какие социальные результаты и сложности оценки социального воздействия есть в этой сфере.

Проект реализуется победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

По данным проекта «Если быть точным», в 2021 году в России в детских учреждения проживало, как минимум, 35 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя. Важно понимать, что взросление в социальном учреждении не может заменить взросления в семье, а жизнь в детском доме без постоянного значимого взрослого и привычной социализации приводит к трудностям при переходе во взрослую жизнь. К тому же в сфере работы с детьми-сиротами есть множество факторов, которые необходимо учитывать, поскольку они могут привести к серьезным последствиям во взрослой жизни подопечных. Именно поэтому в сфере давно была развита оценка социального воздействия. Профессиональные благотворительные фонды, которые занимаются помощью детям-сиротам и выпускникам детских домов занимаются в первую очередь системными программами, направленными на то, чтобы количество детей в детских домах уменьшалось, а также на адаптацию детей, уже оказавшихся в учреждениях, и чтобы лучше понимать, как этого добиться, занимаются измерением социального воздействия. 

Главный социальный результат в рамках подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни – это повышение уровня готовности к самостоятельной жизни. В рамках главного социального результата разработаны семь основных результатов: 

  1. Повышение уровня адаптированности воспитанников.
  2. Улучшение карьерных возможностей.
  3. Укрепление финансовой, материальной независимости.
  4. Сохранение и улучшение жилищных условий.
  5. Предотвращение (сокращение) случаев рискованного, асоциального поведения. 
  6. Расширение социальных связей, включенности в социум.
  7. Повышение уровня поддержки (в т.ч. доступность и своевременность необходимой профессиональной помощи).

Поскольку выпускники интернатных учреждений зачастую мало приспособлены к самостоятельной взрослой жизни, в рамках работы по повышению уровня адаптированности воспитанников НКО проводят программы, направленные на то, чтобы развить в детях определенные навыки, которые могли пострадать из-за отсутствия привычной социализации. Промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Улучшение социальных и коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков самоорганизации, принятия решений.
  • Развитие навыков защиты своих прав и интересов.
  • Развитие осознанного отношения к здоровью, способам его поддержания, получения медпомощи.
  • Развитие осознанного отношения к родительству (данный пункт особенно важен, поскольку отсутствие модели воспитания в детстве зачастую приводит к тому, что у выпускников возникают трудности при воспитании собственных детей, что в свою очередь может привести их в группу риска потери родительских прав).

Поскольку условия проживания в институциональном учреждении сильно отличаются от жизни в семье, зачастую воспитанники не могут получить базовые навыки, необходимые в повседневной жизни: даже такие простые задачи, как покупка продуктов в магазине могут вызвать трудности, если человек не сталкивался с подобной необходимостью раньше. Одним из примеров проекта, направленного на восполнение пробелов в бытовых знаниях выпускников, является справочник «Путеводитель по самостоятельной жизни», а также мобильное приложение «Гид по жизни» фонда «Дети Наши». В рамках этой работы промежуточными социальными результатами являются: 

  • Развитие навыков самообслуживания, бытовых навыков.
  • Развитие навыков самостоятельного проживания.

Ребенок, который оказался в детском доме, как правило, пережил серьезный стресс, небрежное или даже жестокое обращение. К тому же сама жизнь в учреждении — это большой стресс для ребенка. Эти факторы могут в том числе влиять на состояние воспитанника. В рамках этого направления работы НКО могут организовывать для воспитанников работу с психологами, а промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Повышение психо-эмоциональной стабильности.
  • Повышение уровня развития детей (в том числе соответствие уровня развития возрастной норме).

В рамках работы по улучшению карьерных возможностей фонды помогают воспитанникам детских домов получить качественное образование. Для этого фонды организуют работу с психологами, педагогами и репетиторами, которые помогают выявить способности и склонности воспитанника, устранить пробелы в школьной программе или подготовиться к поступлению в ВУЗ. Это помогает НКО достичь таких социальных результатов, как: 

  • Расширение образовательных траекторий; Расширение выбора образовательных учреждений; Поступление в предпочитаемые образовательные учреждения.
  • Улучшение образовательных результатов; Повышение уровня образования.

Также НКО помогают воспитанникам детских учреждений освоить новые навыки и осознанно подойти к выбору профессии. Для этого они организуют различные профориентационные проекты, кружки и спортивные секции. А также проводят экскурсии и выездные программы, которые могут познакомить будущих выпускников с устройством интересующих их профессий и компаний и подготовить их психологически. Промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Повышение готовности к трудоустройству, занятости (навыки и установки).
  • Повышение шансов на стабильное трудоустройство (сохранение работы, удержание на рабочем месте).
  • Трудоустройство, наличие оплачиваемой занятости.

Зачастую выпускники детских учреждений сталкиваются с определенными финансовыми трудностями, связанными с недостатком самостоятельности, неумением планировать финансы, отсутствием представления о стоимости тех или иных услуг и предметов. К тому же выпускники детских учреждений в большей степени подвержены риску стать жертвами мошенников. Именно поэтому другим основным социальным результатом в сфере работы с воспитанниками является — укрепление финансовой и материальной независимости. В рамках этого направления фонды пытаются достичь следующих промежуточных целей:  

  • Трудоустройство воспитанника.
  • Предотвращение или сокращение рисковых моделей финансового поведения (кредиты, долговые обязательства).
  • Улучшение материальной ситуации; Улучшение социального положения.
  • Снижение зависимости от социальных выплат.
  • Развитие навыков самообеспечения.
  • Повышение уровня финансовой грамотности; Развитие навыков управления финансами.

В рамках работы по сохранению и улучшению жилищных условий НКО могут оказывать выпускникам детских домов юридическую помощь (например, обеспечить защиту имущественных прав или получение гарантированного государством жилого помещения), а также помочь выпускникам с трудностями, связанными с жизнью вне учреждения. Промежуточными социальными результатами здесь являются: 

  • Обеспечение доступа к жилью, пригодному для проживания (безопасные, качественные условия проживания).
  • Обеспеченность собственным жильем.
  • Формирование навыков стабильного, ответственного распоряжения жильем.
  • Обеспечение проживания вне институциональных учреждений и семьи (сопровождаемое проживание).

К сожалению, выпускники детских домов зачастую находятся в группе риска в таких категориях как противоправное поведение, нежелательные подростковые беременности, алкогольная и наркотическая зависимости, и др. Поэтому в рамках работы по предотвращению и сокращению случаев рискованного и асоциального поведения, промежуточными социальными результатами являются: 

  • Предотвращение и сокращение случаев насилия и жестокого обращения.
  • Предотвращение и сокращение поведенческих отклонений (в т.ч. агрессивного, сексуализированного поведения).
  • Сокращение случаев противоправного поведения.
  • Развитие навыков безопасного поведения.
  • Улучшение ситуации с алкогольной и/или наркотической зависимостью.
  • Повышение уровня знаний в области репродуктивного здоровья, сексуальной просвещенности.
  • Сокращение нежелательных подростковых беременностей.

Расширение социальных связей и включенности в социум подразумевают работу над созданием вокруг воспитанника социального окружения, которого зачастую не хватает выпускникам детских домов. Это направление работы может включать в себя программы по созданию комьюнити, вовлечению детей в общественную деятельность или программы наставничества. Промежуточные социальные результаты включают в себя: 

  • Наличие значимого взрослого, принимающего окружения.
  • Сохранение, восстановление отношений с кровными родителями и родственниками.
  • Повышение уровня вовлеченности в социально значимую деятельность, волонтерство.
  • Вовлеченность в сообщество (комьюнити).

Наконец, повышение уровня поддержки, в том числе доступности и своевременности необходимой профессиональной помощи подразумевает наличие у воспитанников социального ресурса, который может понадобиться им в критических ситуациях и включает в себя такие промежуточные результаты как: 

  • Наличие человека, способного поддержать в непредвиденных обстоятельствах, трудной ситуации.
  • Укрепление поддержки со стороны расширенной кровной семьи.
Наталья Фрейк
Наталья Фрейк
исследователь, специалист по оценке социальных программ

Социальное воздействие – это про то, что изменилось или изменится в жизни благополучателей, благодаря нашим усилиям, реализации нашей программы. Соответственно, это важный вопрос для любой НКО, в том числе и той, которая поддерживает воспитанников и, как правило, выпускников сиротских учреждений. 

Довольно просто оценить масштабы оказанной помощи (численность воспитанников, участвующих в программе, учреждений, регионов), а также объемы вложенных усилий – сколько проведено консультаций юриста и психологов, сколько тренингов или уроков проведено, сколько было задействовано наставников-волонтеров или специалистов. Оценка же социального воздействия – гораздо более сложная задача.

В основном, программы для воспитанников и выпускников направлены на то, чтобы сделать молодых людей, выросших в учреждениях, а значит, вне «естественной среды – семьи», более адаптированными, более приспособленными к самостоятельной жизни в обществе. Это и развитие бытовых навыков, навыки самообслуживания, это и про позитивные модели проведения досуга, хобби и спорта, и про профилактику асоциального поведения. Конечно, большой блок связан с улучшением финансовой грамотности, жилищными вопросами. Это и психология, адекватная самооценка, понимание себя и своих возможностей, выстраивание семейных и дружеских отношений. Это и про повышение ресурсности молодых людей, про улучшение уровня их образования, карьерных возможностей.

У оценки в этой тематической сфере есть ряд особенностей и сложностей. В частности, результаты многих таких программ проявляются не сразу, они «на вырост». Мы предполагаем, например, что благодаря нашим тренингам, мастер-классам и другим развивающим занятиям, благодаря программам наставничества воспитанники станут более приспособленными к самостоятельной жизни в обществе, станут благополучными членами общества и максимально возможно реализуют свой жизненный потенциал. Однако такие результаты зачастую можно оценить только спустя годы или десятилетия. Среди проблем – отсутствие данных. Надежной статистики о судьбе выпускников учреждений по стране, конкретным регионам просто нет. Мы не знаем достоверно, что происходит с молодыми людьми, которые покинули учреждения. Со стороны ряда профильных НКО, реализующих длительные, комплексные программы для воспитанников, есть попытки отслеживать данные о судьбе своих подопечных – например, это делает БФ «Дети наши», БФ «Арифметика добра», БФ «Расправь крылья» и другие. Однако зачастую данные очень ограниченные, о многих выпускниках просто нет сведений – кто-то переехал, кто-то в армии или местах лишения свободы, а кто-то просто не готов к дальнейшему поддержанию контакта. В итоге, собранные данные о выпускниках относятся только к группе ответивших, их невозможно распространить на всех выпускников. Есть предположение, что более охотно рассказывают о себе выпускники, которые более успешны; но избегать контакта могут и те выпускники, которые просто не хотят напоминания о своем сиротском опыте… Да, важный момент в оценке таких программ – речь идет о детях, причем об уязвимых и травмированных, что накладывает свои ограничения, дополнительные этические требования. 

Другая особенность оценки программ для воспитанников – сложность вычленения именно вклада программы. Те изменения в выпускниках или воспитанниках, которые мы наблюдаем, они произошли именно благодаря нам или произошли бы и без нас (например, улучшились навыки детей просто потому что дети выросли)? После – не значит «потому что». Успешная адаптация, конкретные навыки появились именно благодаря нашей программе или в том числе благодаря усилиям других специалистов (например, воспитателей интерната), родственников, друзей и так далее?

В последние годы специалисты, работающие с воспитанниками, все чаще задумываются и об измерении возможного негативного эффекта от реализуемых программ – не развивает ли поддержка НКО у подопечных иждивенчество? В какой мере участие детей в программе добровольно и в интересах детей, а не взрослых? 

Если говорить об оценке в целом, то оценка в сфере детства – одна из наиболее развитых в стране. Во многом это связано с тем, что поддержка детей, и детей-сирот – одно из самых популярных направлений благотворительности в стране, это ключевое направление для ряда крупных частных и корпоративных доноров. Другая причина, во многом связанная с первой, – в сфере детства сформировалось профессиональное сообщество, в том числе в сфере оценки. Это и Стандарт доказательности практик в сфере детства; и реализация различных проектов, облегчающих внедрение оценки в сфере детства. В первую очередь, это инициативы АНО «Эволюция и филантропия» – специализированный онлайн-курс по оценке в сфере детства, сервис ПИОН, формирование тематических сообществ практиков, на портале «Слушай с пользой» сформирована обширная база знаний по оценке в сфере детства, включая инструменты и конкретные кейсы НКО именно по оценке программ для воспитанников сиротских учреждений. Весьма полезная база знаний по теме оценки в сфере детства в целом и по воспитанникам в частности, собрана у Фонда Тимченко, который активно поддерживает и продвигает тему оценки, доказательности, а также, что особенно важно, учета мнения самих детей и подростков, их полноценного вовлечения в планирование и оценку программ. В частности, фонд ежегодно проводит конкурс исследований «Голос ребенка».

Вероника Тардова
Вероника Тардова
старший куратор-психолог фонда «Старшие Братья Старшие Сестры»

Измерять социальное воздействие важно в первую очередь потому, что это помогает нам самим лучше понимать, что мы делаем. У детей очень пластичная психика, поэтому в сфере работы с воспитанниками особенно важно понимать, что наша деятельность не причиняет вреда. Какие-то практики могут казаться хорошей идеей, но на самом деле быть абсолютно бесполезными или даже вредными, а измерение социального воздействия помогает это отследить. Если внедряются какие-то изменения, оценка помогает увидеть, что они работают, а если речь идет о старых программах – помогает удостовериться, что они все еще функционируют как надо, без ошибок. К тому же работа требует затраты определенных ресурсов и от организации, и от детей, и от наставников, и важно понимать, что эти ресурсы тратятся не впустую. С другой стороны, важно показать людям со стороны, что наша деятельность эффективна. К тому же коммерческие организации-партнеры любят видеть конкретные цифры, и оценка социального воздействия помогает во взаимодействии с ними. 

Фонду «Старшие Братья Старшие Сестры» всегда было важно смотреть, что происходит в программах, поэтому измерения проводились довольно давно, но раньше они не были стандартизированы так, как это принято сейчас. Если говорить о сфере вообще, то довольно рано был взят курс на доказательность практик в сфере детства, во многом благодаря деятельности Московского государственного психолого-педагогического университета. 

Разумеется, в сфере работы с воспитанниками есть разные особенности оценки, поскольку во многом здесь речь идет о сфере личных отношений и психологии.  Еще одна проблема – трудно набрать статистически значимую выборку, просто из-за ограничений фонда. А если говорить про количественные исследования, конечно, достоверность будет выше, если в нем будет участвовать больше человек из разных регионов. 

К тому же любой инструмент измерений имеет свои ограничения. Наш основной инструмент – это опросы. Здесь тоже есть некоторые нюансы, например, есть такая ошибка данных – «ориентация на крайний ответ». Здесь речь идет о наличии максималистских тенденций у опрашиваемого. У многих детей действительно превалируют «крайние» ответы. Поскольку не у всех развиты внутренние градации, зачастую в опросах они отвечают очень определенно: «интересно/неинтересно», «скучно/нескучно». К тому же сложные и объемные опросники не очень хорошо работают. Если наставники, то есть взрослые люди, еще способны долго концентрироваться, то детям это довольно трудно. Поэтому в данный момент опросники довольно простые. Правда, опросники, которые мы используем сейчас, были разработаны несколько лет назад, и в скором времени мы планируем их модернизировать. 

Соответственно, если говорить про оценку через наставников, тут тоже есть свои особенности. Наставники – это люди, которые видятся с детьми только в определенных социальных условиях. Поэтому, если одного и того же ребенка дать оценить воспитателю, который видит его постоянно, и наставнику – они могут дать совершенно разные результаты. К тому же, поскольку наставник как правило видит ребенка только раз в неделю и в более развлекательном, досуговом контексте, иногда трудно объективно оценить влияние наставника. 

В 2021 году мы проводили большой проект с выпускниками детских домов «Выпускники: чтобы не потеряться в жизни». Проект состоял из двух частей и с одной стороны был поддержан фондом Тимченко, а с другой – департаментом труда и социальной защиты города Москвы. Два основных кластера опрашиваемых – это дети, которые участвуют в программе, а также выпускники программы, а также дети и выпускники, которые в программе не были. В основном он был направлен на то, чтобы понять, как можно облегчить переход из учреждения к самостоятельной жизни. Мы смотрели, какие в принципе есть проблемы у выпускников, с чем они сталкиваются, когда выходят в самостоятельную жизнь, насколько выпускники адаптированы. Выяснилось, что у них большие трудности с трудоустройством, финансами, с образованием. У многих есть страх самостоятельности и проблемы с выстраиванием новых контактов. Интересно, что сами дети отмечали одиночество как трудность. Это было качественное исследование на основе интервью. 

Вообще существуют неструктурированные, полу-структурированные и структурированные интервью. Мы остановились на полу-структурированном интервью, то есть интервью, в котором есть определенный список вопросов, от которого интервьюеры могут отталкиваться, но при этом они не ограничены этим списком. Конечно, очень многое зависит от умения интервьюеров: важно, чтобы они сами понимали, с какой стороны лучше подойти, где задать дополнительные вопросы. И если бы мы проводили исключительно структурированные интервью, мы бы не получили такого количества материала. 

Наиболее хорошо приспособленные ребята, как правило, имели возможность опереться на какого-то значимого взрослого, а те дети, кто оказался в категории дезадаптированных, то есть, наименее приспособленных к жизни, отмечали проблему одиночества и того, что им не на кого опереться, некуда обратиться за помощью. Этим значимым взрослым не всегда является наставник, например, у детей, которые не участвовали в нашей программе, это могли быть воспитатели или сотрудники пост-интерната. 

К тому же это исследование показало, что связь между выпускниками программы и наставниками сохраняется – это отдельный показатель того, что наша работа важна и значима. Причем у нас есть небольшое количество детей, которые после выхода из детского дома живут в ПНИ, и все они отмечали значимость того, что у них был наставник. Причем некоторые наставники поддерживают связь с подопечными и в ПНИ, и для детей это очень важно. 

Если говорить лично про меня, мне в принципе нравится работа со статистикой и цифрами. Благодаря измерению социального воздействия у меня появилось больше веры в то, что мы делаем. Дети в большинстве своем показывают положительные результаты, а оценка подтверждает, что они довольны и что это для них значимо. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Помочь нам