18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Сложный период: как помочь подросткам справиться со стрессом и почему это важно

Фонд «Шалаш» поделился своим опытом в профилактике разрушающего поведения у подростков.

Стресс ожидает человека повсюду. И если у взрослого есть силы и возможности справиться с ним, то подростку это дается намного сложнее. Что может помочь ребенку, который стремится скорее повзрослеть, но совсем не обладает жизненным опытом? Сотрудники фонда «Шалаш» рассказали про свой курс по профилактике саморазрушающего поведения у подростков и объяснили, почему важно проводить такие занятия для школьников.

Почему у подростков так много стресса

Подростковый возраст связан с огромным количеством изменений в жизни ребенка. Меняется тело и то, как подросток его воспринимает и ощущает. Меняются отношения с окружающими — мнение сверстников становится важнее, родители теряют свой авторитет. Нагрузка в школе растет — нужно готовиться к экзаменам и решать, куда поступать дальше. При этом хочется находить время и на личную жизнь — подростки активно интересуются друг другом, влюбляются, стремятся вступить в первые отношения. Из-за всего этого происходят переутомления, ухудшения здоровья. У большинства школьников наблюдается недосып (78-88%) и недостаточное пребывание на свежем воздухе (71-83%).

Много и психологических проблем. Дети могут не понимать эмоций, которые подталкивают их вести себя деструктивно. Или понимать, но не знать, что с этими эмоциями делать — как их выразить.

Делиться переживаниями тоже может быть не с кем. В отношениях с родителями появляются противоречия: с подростка уже спрашивают как со взрослого, но во многом относятся как к ребенку — ограничивают, принимают за него решения и говорят, что и как делать. А доступ к психологической помощи в школе затруднен — в 2020 году в Москве на одного педагога-психолога приходится 604 учащихся общеобразовательных организаций (ЕМИСС, 2020).

Что помогает справиться со стрессом

Стресс и сильные переживания у подростков часто приводят к трудному поведению — прогулам, нежеланию следовать правилам, проявлению агрессии, крикам и оскорблениям других. Крайние последствия стресса — саморазрушающее поведение: прием психоактивных веществ, самоповреждения, экстремальное поведение.

Несколько навыков могут способствовать профилактике саморазрушающего поведения: 

Навык саморегуляции. Это способность человека успокоиться, когда он переживает стресс и чувствует тревогу. Подросткам, у которых развит навык саморегуляции, легче пережить волнение перед экзаменами и ответственными контрольными работами. 

Умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей. Этот навык помогает подросткам общаться — между собой, с родителями, учителями. Тем, кто не умеет распознавать свои эмоции и озвучивать их, бывает сложно поделиться своими переживаниями, рассказать о самочувствии, получить помощь и поддержку. Неумение выразить эмоции безопасно приводит к недопониманию и конфликтам — это еще больше повышает уровень стресса. 

Умение предлагать и принимать помощь. Подросткам бывает тяжело обратиться за помощью, особенно ко взрослым. Это часто обусловлено страхами и установками «я должен/должна справиться сам», «меня посчитают слабым/слабой». В результате подростки остаются с проблемой один на один и не получают нужной помощи из-за нехватки опыта или неумения донести свои эмоции и понять чужие. Навык принимать и предлагать помощь формируется в среде, где это принято. Важно, чтобы дома и в классе взрослые были открыты к просьбам подростков, не осуждали и не ругали, когда с ними делятся проблемами, а наоборот поощряли это. 

Как в «Шалаше» помогают подросткам

В 2021 году команда фонда «Шалаш» провела курс из 12 занятий по профилактике саморазрушающего поведения у подростков в одной из московских школ. Проект реализован при поддержке Грантов Мэра Москвы. Для обучения были выбраны 9-классники (67 человек), ведь именно дети старшего школьного возраста больше других подвержены стрессу из-за экзаменов.

Целью курса было помочь подросткам развить все необходимые навыки. Важно, что это работа именно с навыками, а не знаниями, подчеркивает команда фонда. И  во время занятий дети выполняют много упражнений и играют в игры. 

Навык — сложное действие или набор действий, доведенных до автоматизма. Навык может быть двигательным (катание на коньках), а может быть когнитивным (критическая оценка информации). Мы в «Шалаше» развиваем навыки «4К»: коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление. Это навыки, которые необходимы для успешного существования в современном обществе.

Команда фонда «Шалаш»
Команда фонда «Шалаш»

Так, на занятиях курса подростки тренировали навыки, которые помогают осознавать, что они испытывают стресс (во время экзамена или конфликта) и предпринимать необходимые меры. Например, регулировать свое состояние через органы чувств. С помощью упражнений участники курса учились решать конфликты, пробовали способы безопасно делиться эмоциями и поддерживать друг друга. 

Вот несколько примеров таких упражнений: 

  • «Шляпа с эмоциями»: участники по очереди вытаскивают бумажки с названиями эмоций из «шляпы» и объясняют их, не называя самого слова или однокоренных слов, а остальные угадывают, о чем речь. С помощью этого упражнения участники формулируют свое понимание эмоций и тренируются их узнавать по описанию других.
  • Игра «Что выбивает меня из колеи»: дети перекидывают друг другу надувные шары — на них написаны разные аспекты жизни (например, семья), в которых может возникать стресс. Когда один из шаров падает, участникам нужно назвать примеры стрессовых факторов (например, ссора), связанных с этим аспектом. Эта игра помогает выработать навык саморегуляции и развить способность анализировать свое состояние, находить его причины.
  • Упражнение «Ветер дует на того, кто…»: участники сидят на стульях, в кругу. В центре стоит ведущий игры. Он называет фразу, которая начинается со слов «Ветер дует на того, кто…» и обозначает его сильную сторону. Например, «Ветер дует на того, кто умеет понимать и сопереживать чувствам других». Те участники, которые считают, что это описание подходит им, должны встать со своего места и поменяться местами. Это упражнение помогает участникам узнать о своих сильных сторонах и признать их.

Сотрудники фонда проанализировали, что за время занятий у старшеклассников поменялась стратегия поведения в стрессе: с активного совладания (стремления сразу предпринять какие-то действия, чтобы решить проблему/справиться со стрессом) на принятие (осознание реальности стрессовой ситуации). Это может быть связано с тем, что участники больше узнали про эмоции и теперь не торопятся сразу действовать, а берут паузу, чтобы обдумать стратегию поведения. 

Средний уровень социально-эмоционального интеллекта участников к концу курса вырос на 36% по сравнению с первым занятием. По словам ребят, они «больше начали интересоваться проблемами своих друзей и помогать им»,«стали применять ненасильственное общение», «перестали быть неосознанными манипуляторами», «стали более открыты к близким».

Мы продолжим помогать подросткам развивать навыки, необходимые для того, чтобы справиться со стрессом, и снабжать учителей проверенными инструментами для поддержки старшеклассников. После того, как курс завершился, мы подготовили для школы памятки и рекомендации по работе со старшеклассниками. И планируем распространять наши рекомендации дальше и проводить обучающие вебинары для учителей.

Команда фонда «Шалаш»
Команда фонда «Шалаш»

У фонда «Шалаш» также есть проект для учителей «Метод». Там команда фонда делится конкретными методиками и информацией, которые использует сама в своей работе. 

Спасибо, что дочитали до конца! Поддержать работу фонда «Шалаш» можно на сайте.

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Читайте также
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Не знаю, что делать: как помочь умирающим?
28 ноября
Помочь нам