18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Секс есть, а слова нет: зачем в России нужно сексуальное образование

Разбираемся, какие проблемы могло бы решить сексуальное просвещение.

В России тема секса все еще очень табуирована — это дает почву для возникновения разных небылиц и стереотипов о сексуальном и репродуктивном здоровье. Они, в свою очередь, наносят серьезный ущерб как отдельному человеку, так и обществу в целом. 

Секспросвет в разных странах

Оживленные дебаты вокруг того, как правильно объяснить детям основы сексуального поведения и репродуктивного здоровья — не чисто российская история: во многих странах мира, даже самых передовых, спорят о том, что можно рассказывать детям об интимных отношениях, а что нет. И с какого возраста следует инициировать эти разговоры, чтобы не навредить детской психике.

В Нидерландах, например, обязательное сексуальное просвещение начинается с самого раннего возраста и, как сообщают местные власти, это приносит плоды: уровень подростковой беременности в стране один из самых низких в мире, большинство из опрошенных в возрасте от 12 до 25 лет называют свой первый сексуальный опыт «желанным и хорошим», и он — вопреки расхожему мнению о том, что сексуальное воспитание в младшем возрасте толкает людей к ранним сексуальным дебютам — происходит позже, чем во многих европейских странах.

С 2019 года уроки выстраивания отношений (The Relationships Education), на которых дети учатся коммуницировать с родственниками и со сверстниками, безопасно вести себя в интернете, выстраивать личные границы, стали обязательны для школьников начальных классов из Великобритании. Для школьников же средних классов были разработаны уроки сексуального просвещения, но у родителей после волны общественного возмущения появилось право снять своих детей с этих занятий. 

А, например, в Индии, сексуальное просвещение — редкость, что, как считают эксперты, приводит к избыточным смертям матерей от нелегальных абортов, а также к гендерному дисбалансу. В стране рождается 112 мальчиков на 100 девочек, вместо нормального соотношения 105 на 100, что является причиной высокого уровня сексуализированного насилия в отношении женщин. Однако позиции тех, кто считает, что половое воспитание противоречит национальной культуре и религиозным догмам, пока сильнее.

Такого рода аргументы характерны и для противников сексуального просвещения в России: консервативно настроенные граждане и представители РПЦ видят в этих уроках слом традиционных ценностей и распространение враждебных западных идеалов. Так, бывший глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» заявил, что через такие занятия «навязываются стереотипы, которые являются едва ли не господствующими в западном обществе, где проводится систематическая работа по пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации. Есть вопрос не в самом факте сексуального воспитания, а в том, как и кем оно будет проводиться».

При этом, судя по опросам, в российском обществе далеко не все разделяют опасения представителя РПЦ: по данным ВЦИОМ, в 2018 году введение уроков сексуального просвещения поддержали 60% респондентов. В 2020 году за такие разговоры со школьниками выступили 75% опрошенных, согласно результатам совместного исследования сервиса «Доктор рядом» и медицинского сообщества «Найди своего доктора», на которое ссылается РБК. 

Аргументы в пользу сексуального просвещения

Почему же важно секс-просвещение в России? 

Секс-ликбез может способствовать снижению темпов распространения ВИЧ и других ИППП

Эпидемия ВИЧ в России достигла беспрецедентного размаха. На конец 2021 года в России, по подсчетам Роспотребнадзора, проживают 1 137 596 человек с диагностированным ВИЧ, носителями же вируса могут быть порядка 1,5 млн человек. В 14 регионах страны уже можно говорить о генерализованной эпидемии ВИЧ, то есть вирус вышел за рамки групп с высоким риском и распространяется среди всего населения.

Во многом причина столь высокого процента заражения ВИЧ — незнание способов распространения инфекции и методов профилактики. Так, довольно высокий процент россиян даже во взрослом возрасте верит во многие мифы о заболевании, например, что беременная женщина с диагнозом ВИЧ обязательно передаст заболевание своему ребенку, что в общественных местах преступниками спрятаны иглы с кровью ВИЧ-положительного человека, чтобы случайные прохожие поранились и сами заразились инфекцией. В это же время многие не слышали о передовых методах профилактики вируса — о доконтактной и постконтактной терапии.

Читайте также «Страшно рассказать, потому что стыдно»: как бороться со стигмой ВИЧ и говорить об этой инфекции свободно и открыто

По словам Натальи Коржовой из организации «Ты не один», которая специализируется на профилактики ВИЧ-инфекции, туберкулеза и гепатитов в Воронежской области, несмотря на качественную просветительскую работу центров СПИД, вокруг таких серьезных заболеваний как ВИЧ всегда витает облако страха, которое дает почву для разнообразных домыслов. В отношении ВИЧ, по ее словам, наиболее часто встречающиеся мифы — про комаров, которые могут передавать вирус через укус, и про то, что можно заболеть, поранившись шприцем, оставленным наркопотребителем, например, на детской площадке (гипотетический риск заражения существует, но на практике собеседница с этим никогда не сталкивалась и не слышала о чем-то подобном). К новым мифам об инфекции собеседница относит популярную байку про намеренно зараженные ВИЧ бананы из Африки.

При этом Наталья считает, что в последние годы можно говорить о существенном росте осведомлённости молодёжи в вопросах ВИЧ.

Наталья Коржова
Наталья Коржова
учредитель фонда «Ты не один»

Если оглянуться на пять лет назад, то сегодня осведомленность молодежи о таком заболевании как ВИЧ-инфекция на порядок выше. В плане стигмы здесь еще есть над чем работать, но даже тут мы видим положительные тенденции, которые были наработаны государством и НКО.

Есть над чем работать и в вопросах профилактики остальных ИППП. Согласно наблюдениям медиков, из-за старой системы учета ИППП точных масштабов заболеваемости в России мы не знаем, но из полевых исследований видно, что «на долю молодых людей до 25 лет во всем мире приходится около 80%  всех ИППП, и наша страна не стала исключением. Наиболее часто у подростков и молодых  людей до 25 лет выявляются хламидии, поражающие репродуктивный тракт. Приведенные цифры свидетельствуют, что у каждого четвертого подростка в возрасте до 17 лет, обратившегося в лабораторию, выявляют потенциально опасную ИППП». 

По словам заместителя главного врача ГБУ РО «Областной клинический кожно-венерологический диспансер» Михаила Жучкова, сегодня фиксируется рост заболеваемости ИППП среди подростков, основная причина которого кроется в «недостаточной информированности подростков о профилактике заражения ИППП и об их неблагоприятном влиянии на репродуктивное здоровье».

Половое воспитание может улучшить ситуацию с абортами

За последние десятилетия ситуация с прерыванием беременности в России значительно улучшилась: согласно данным Минздрава, число легальных медицинских абортов снизилось с 78,9 на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет в 1992 году до 8,5 в 2018 году, или в 9,3 раз. Кроме того, количество рождений превысило количество прерванных беременностей: в 2018 году на 100 рождений в России пришлась 41 прерванная беременность, это значит, что примерно 29% зачатий завершилось прерыванием, тогда как до 2007 года число абортов перевешивало число родов.

Несмотря на позитивные сдвиги, частота прерываний беременности в России выше, чем в среднем по Европе, если верить статистике ВОЗ ООН. Более того, много случаев прерванных беременностей регистрируется у несовершеннолетних: как заявила летом 2022 года гинеколог-репродуктолог Мария Милютина, в настоящее время на подростков в возрасте до 14 лет приходится около 800 абортов в год, а на девушек от 15 до 19 лет — 110 тысяч.

Если бы школьникам разъясняли правила контрацепции, то кривая количества прерванных беременностей пошла бы вниз быстрее. Это мнение разделяет Бекренева Юлия, психолог-консультант, старший преподаватель кафедры кризисных и экстремальных ситуаций факультета Психологии СПбГУ.

Юлия Бекренева
Юлия Бекренева
психолог-консультант, старший преподаватель кафедры кризисных и экстремальных ситуаций факультета Психологии СПбГУ

Мировая практика и результаты исследований говорят о том, что информированность снижает риски сексуализированного насилия и риски заражения ИППП. Косвенно это влияет и на число абортов. Просвещение помогает разобраться во многих вопросах и более грамотно, осознанно подходить к сексуальным отношениям в паре.

Сексуальное просвещение — способ защитить детей и взрослых от сексуализированного насилия 

В прошлом году во время заседания межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по общественной безопасности было сказано о росте числа преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних — на 12% по сравнению с позапрошлым годом. Однако, как считают эксперты, те случаи сексуального злоупотребления в отношении детей (СЗД), о которых известно правоохранительным органам, — лишь вершина айсберга, а масштабы проблемы куда более внушительные. 

Сложность пресечения насильственных действий сексуального характера в отношении детей объясняется в том числе тем, что эти преступления, оказывающие разрушительное воздействие на психику ребенка, происходят в кругу семьи, то есть в закрытом от общества мире. Так, согласно статистике, из общего количества затронутых сексуальными злоупотреблениями российских детей около 70% столкнулись с развратными действиями со стороны родственников и знакомых, 28% —  со стороны родителей или опекунов.

К сожалению, проблема насилия, в том числе сексуализированного, является актуальной и для совершеннолетних, в первую очередь для женщин. Эти преступные действия остаются в подавляющем большинстве случаев невидимыми для общества, потому что, как пишет кандидат психологических наук, доцент МГЮА Семила Саламова, в российском социуме преобладает мнение, что «изнасилование в браке не является преступлением. Проблема коренится в бытующих гендерных стереотипах: в России, как и во многих других странах мира, брак зачастую расценивается как наделение мужчин безусловным правом на сексуальные отношения с женщиной и на применение силы в случае ее нежелания вступить в сексуальный контакт».

Таня Дмитриева
Таня Дмитриева
секс-просветительница, соосновательница проектов о сексуальности Kinky Company, Kinky Practice, платформы Deep

Эту тему не принято обсуждать в обществе, несмотря на ее актуальность. В последнее время в СМИ часто появляются новости о  неэтичном поведении учителей и сексуализированном насилиии в школах и в семьях. Сексуальное образование помогает научиться понимать свои физические и психологические границы и обозначать их для других людей, лучше знать строение своего тела и трезво оценивать происходящие с ним процессы. Все это поможет ребенку вовремя распознать нарушение границ и рассказать об этом взрослым.

И ведь иногда достаточно одного такого урока, чтобы то, что активно старался скрыть насильник, стало известно. К таким случаям можно отнести недавнюю историю в одной из школ Экибастуза в Казахстане, где прошел урок на тему о сексуальных домогательствах. Благодаря этой встрече 12-летняя ученица осознала, что стала жертвой сексуализированного насилия со стороны отчима, о чём она боялась рассказать своей маме.

Разговоры о сексе с молодежью в современной России

Общение с школьниками в стенах учебных заведений на темы, связанные с сексом и телом, — редкое явление в России. Не последнюю роль в этом сыграл принятый в 2010 году закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» да и активное сопротивление отдельных консервативно настроенных родителей, протест которых часто приводит не только к отмене таких единичных программ, но и к увольнениям учителей, рискнувших рассказать что-то ребятам.

Несмотря на все риски во многим школах и университетах страны отдельные педагоги продолжают объяснять на своих занятиях основы сексуальной жизни и отношений. Так, опрошенные нами молодые люди в возрасте в среднем от 18 до 25 лет рассказали, что если у них и были разговоры такого рода, то в основном они велись на уроках ОБЖ или биологии. К слову, в одной из школ Екатеринбурга, как рассказал ее ученик, была специальная коробочка, куда можно было положить записку с вопросами о сексе, на которые потом отвечала учительница биологии в начале занятий. 

Девушка из другого города рассказала, что у них было целых четыре урока о сексуальном просвещении: один провела медсестра, три других — представители частной компании, раздавшие однажды свою продукцию.

Анонимно
Анонимно
выпускница школы из Ульяновска

В ходе этих занятий затрагивалась тема полового созревания, ухода за собой во время менструации, необходимости применения контрацепции. Я помню, что на этих занятиях развеяли несколько мифов: в частности, я была уверена, что тампонами можно пользоваться только тем, у кого уже был секс, но оказалось, что это не так — важно просто знать технику и правила безопасности, чтобы избежать неприятных ощущений.

Социолог, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Любовь Борусяк начала заниматься сексуальным просвещением еще в 80-е годы прошлого века. Накануне перестройки и в позднесоветские годы, как делится Борусяк, запрос на половое воспитание был очень высок, а сами знания о сексе находились на крайне низком уровне, поэтому ее приглашали читать лекции повсюду — и в учебные заведения, и в магазины, и на заводы. Никаких для этого препятствий со стороны власти не было.

К половому просвещению после большого перерыва она вернулась уже 2010-х годах, будучи преподавателем ВШЭ и читая там лекции о социологии секса. 

Любовь Борусяк
Любовь Борусяк
социолог, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ

Конечно, это была очень продвинутая молодая аудитория, и было интересно сравнить, как изменилось отношение к сексу. Во-первых, они не стеснялись говорить о нем, при том что это были мои студенты, значит тема не была уже для них закрытой и запретной. Они совершенно искренне отвечали на вопросы, уровень осведомленности был совершенно другой — просто на порядок выше. Были даже студентки, которые говорили, что прежде чем заняться сексом, они просят партнера предоставить справку об отсутствии инфекции.

Несмотря на то что молодежь стала более просвещенной в вопросах секса и отношений, по словам Борусяк, студенты жаловались на то, что в школьной программе им не хватало уроков полового воспитания, дома же с ними на эту тему никто не говорил — за знаниями приходилось обращаться к интернету, где зерна от плевел отделить сложно. 

Понимание того, что молодое поколение по сути осталось наедине со своими вопросами о сексе и репродуктивном здоровье побудило фонд «Фокус-Медиа» запустить онлайн-платформу 2live.ru, где пользователь может узнать, что происходит с телом и чувствами, когда он вступает в пубертатный период, разобраться с тем, как работает репродуктивные системы женщины и мужчины, как защитить себя и своих любимых от инфекций, передаваемых половым путем, в том числе и от ВИЧ, узнать как не допустить незапланированной беременности. Платформа содержит гид и для родителей, чтобы у тех была возможность на одном языке поговорить с подростками о половом созревании.

Конечно, такая платформа — хороший вспомогательный инструмент для понимания основ репродуктивного здоровья, однако заменить полноценные разговоры о сексе с обученным специалистом она вряд ли способна.

Но организовать повсеместные уроки сексуального просвещения нам не под силу, но вот что возможно — это взять родителям вопрос полового воспитания детей в свои руки, особенно когда есть такие платформы, как 2live.ru, и внутренние силы говорить о сексе спокойно, без тревожности. Психолог Юлия Бекренева вообще считает, что разговоры о сексе должны быть такими же обыденными в семье, как разговоры об успеваемости, хобби или друзьях. Важно лишь учитывать сам запрос ребенка на информацию и то, насколько она понятно представлена для его возраста: «Какой-то информацией (о сексе — прим.редакции) дети начинают интересоваться с трех лет, на доступном для них языке мы ее и даем, и так по мере взросления. А истории, когда впервые с подростками пытаются начать разговаривать про секс с точки зрения предохранения, на мой взгляд, запоздалые. С доступностью информации в сети, я думаю, нам, взрослым, хорошо помнить, что если информацию не даст близкий, доверительный взрослый, то эту информацию дети найдут сами».

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
Когда-надо-родящая: как родить после 40 и никого не слушать
19 декабря
Опыт
Как выбрать реабилитационный центр для нарко- и/или алкозависимого близкого
8 декабря
Читайте также
Опыт
Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью
20 ноября
Знания
«Родители не волнуются, что сыновья могут вырасти насильниками, но переживают, что они будут слабаками»: что дети должны знать о сексуальной безопасности и как развивать у них эмпатию
1 июня
Опыт
На помощь кому сложно собирать деньги и почему?
22 мая
Помочь нам