18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Почему бывшим заключенным сложно вернуться в общество — и как им помочь

Когда человек выходит из тюрьмы, формально его наказание окончено. Но в реальности оно продолжается: с судимостью сложно найти работу, окружающие относятся с предубеждением — и это только некоторые проблемы из списка. Спросили у экспертов, почему так и что с этим делать. 

Зачем помогать бывшим заключенным

Чем больше общество будет заботиться о подготовке заключенных к жизни на свободе, а также поддерживать вышедших на волю, тем меньше повторных преступлений совершат эти люди. Процент рецидивов можно считать разными способами, цифры колеблются в зависимости от метода и источника данных. По оценкам экспертов, в России этот показатель (процент рецидивов после выхода из тюрьмы) может составлять от 37 до 93%Самое низкое число (37%) уже звучит неутешительно.

Получается, что сейчас после выхода на свободу совершает преступление каждый третий заключенный.

Но забота об общественной безопасности не единственная причина помогать покинувшим места лишения свободы. Прежде всего, важно, что это тоже люди. 

Что происходит с человеком сразу после выхода из тюрьмы

По словам директора кризисного центра «Гавань Надежды» Юрия Муратова, если человека осудили летом, а освобождают зимой, ему не в чем выйти из тюрьмы. Теплую одежду и куртку приходится покупать, а на это нужны средства. 

Осужденные получают зарплату за свой труд в местах лишения свободы, но это крайне небольшие деньги, рассказывает соавтор проекта «Желтый забор» Алексей Лахов. Часть зарплаты заключенные тратят на покупку продуктов в тюремном магазине, еще часть идет на возмещение ущерба по приговору суда. В итоге при выходе из колонии у человека оказывается с собой в лучшем случае несколько тысяч рублей.  Плюс могут выдать еще 850 рублей в качестве денежного пособия и обеспечить бесплатный проезд до дома. По данным за 2018 год, около 20% осужденных отбывают наказание в чужом регионе. 

Если у человека нет родственников или друзей, которые приютили бы его, он может обратиться в центр социальной адаптации для людей в трудной жизненной ситуации. Такие центры есть во многих регионах, но конкретно для бывших заключенных — далеко  не во всех, продолжает Лахов. В них можно переночевать, получить еду и остаться на время поисков работы и жилья. 

По мнению эксперта, хорошо, что эти центры существуют, но он называет их «промежуточным решением». Во-первых, там нет программ психологической поддержки и адаптации. Поэтому человек может вернуться к преступной жизни. Во-вторых, отношение к людям в конкретном центре зависит от администрации. Где-то помогут с работой, отведут к врачу, а где-то дадут крышу над головой и предложат: «Скажите спасибо хотя бы за это». 

С какими еще проблемами сталкиваются бывшие заключенные

Алексей Лахов
Алексей Лахов
соавтор проекта «Желтый забор»

Если люди узнают, что в их окружении есть бывший заключенный, в отношении этого человека возникает подозрение: «Не захочет ли он меня, например, ограбить?» Стигма бывшего заключенного сама по себе мешает адаптироваться в обществе. 

Плюс есть так называемая интернализованная стигма, когда человек начинает сам себя принижать и считать недостойным из-за внешнего давления. Получается двойная проблема: с одной стороны, тебя общество обратно не принимает, а с другой — ты и сам себя обратно не принимаешь.

По мнению Лахова, труднее привыкнуть к жизни на воле людям, которые отбыли в тюрьме большой срок. Как объясняет эксперт, в местах лишения свободы складывается особая культура — и эта культура меняет людей, когда они в нее погружаются. 

Юрий Муратов
директор фонда «Гавань Надежды»

Даже если человек попадает в тюрьму с нормальным мировоззрением, его перемалывают. Идеология тюрьмы — «не верь, не бойся, не проси». Заключенные становятся замкнутыми, недоверчивыми и озлобленными на мир. 

Они отдаляются от общества. Свой и чужой опыт подсказывает им: «Да никто тебе не поможет, ты никому не нужен». На 90% это правда. 

Как рассказывает Алексей Лахов, за проведенное в тюрьме время люди утрачивают старые рабочие навыки, а приобретенные в колонии умения могут оказаться бесполезными вне ее стен. 

Нередки случаи, когда из-за ярлыка бывшего заключенного человеку отказывают в работе. Еще во время заполнения анкеты его просят указать, был ли он судим, и, если был, на работу могут не взять. При этом эксперт отмечает, что работодатели бывают разные. Одни негативно настроены по отношению к бывшим заключенным, другие — вполне лояльно. А некоторые предприниматели охотно берут вышедших из тюрьмы людей на работу, потому что можно воспользоваться чужой жизненной ситуацией и меньше заплатить. 

Юрий Муратов упоминает, что у бывших заключенных могут быть проблемы со здоровьем. Иногда они приобретают эти проблемы до тюрьмы, отмечает эксперт, благодаря употреблению алкоголя и наркотиков, а также беспорядочному сексу. Иногда виновата тюремная медицина — или ее отсутствие. 

Юрий Муратов
директор фонда «Гавань Надежды»

Недавно мы сопровождали после освобождения женщину. Она позвонила моей помощнице и рассказала: двоюродная сестра, которая отбывала вместе с ней наказание, сломала шейку бедра — и в течение месяца ей не дали никаких средств реабилитации. 

Я начал звонить в администрацию колонии. Сотрудники мне сказали: «Да у нас все есть». Через неделю средств реабилитации все еще не было, потом они наконец поехали в Кемерово, заказали нечто вроде стульчака и костыли. 

ГУ ФСИН — это система со своим регламентом работы, и чтобы заказать костыли осужденной, нужно действовать по этому регламенту. Добиться результата можно. Но на это уходит много времени. 

Какая помощь нужна бывшим заключенным

По словам Алексея Лахова, у разных категорий заключенных свои особенности. У осужденных за экономические преступления уровень жизни до тюремного срока был выше и нередко сохраняются старые связи, поэтому им проще социализироваться после выхода на свободу. Напротив, осужденным за тяжкие насильственные преступления добиться хорошего отношения к себе бывает сложнее всего. 

Отдельная категория, продолжает эксперт, — это осужденные за наркопреступления. В местах лишения свободы людям, как правило, не помогают преодолеть зависимость.  Поэтому они выходят на волю и продолжают употреблять вещества. 

Алексей Лахов
Алексей Лахов
соавтор проекта «Желтый забор»

Так можно продолжать идти по разным статьям Уголовного кодекса и смотреть, насколько к этим людям будет разное отношение, какие у них были исходные данные, с какими навыками и социальными связями они возвращаются на волю.

Но если обобщить, все бывшие заключенные нуждаются в жилье, работе и досуге помимо работы. Почему важен досуг? Люди могли растерять родственников и друзей за время, проведенное в тюрьме. Если ты все время работаешь, потом приходишь домой и сидишь перед телевизором с собакой, а рядом нет человека, который бы тебя поддержал, — тут недалеко до депрессии или как минимум психологических проблем. 

Директор фонда «Прикосновение к жизни» Ольга Черепанова рассказывает, что вышедшим на свободу часто нужно юридическое сопровождение. Без помощи им трудно восстановить документы, заключить социальный контракт или разобраться со старыми задолженностями по кредитам. 

Ольга Черепанова
Ольга Черепанова
директор фонда «Прикосновение к жизни»

Бывшие заключенные привыкли не доверять государству. Поэтому им тяжело выйти из тюрьмы и пойти в администрацию разбираться с документами. Они всегда и везде чувствуют отпор, для них тяжело слышать отказ. 

Сотрудники госучреждений говорят: «Приходите завтра и приносите документы», а этим людям кажется, что ими уже пренебрегают. Но когда рядом кто-то выступает в качестве поддержки, им намного комфортнее.

По словам Юрия Муратова, часто бывшие заключенные не могут оформить документы или меры социальной поддержки, потому что у них нет прописки. Например, встать на учет в центр занятости и оформить пособие по безработице не получится даже с временной регистрацией — подойдет только постоянная. 

По словам эксперта, 30% заключенных выходят на свободу без прописки. Муратов объясняет, почему так получается: одних обманом выписывают из квартиры родственники, у других своего жилья никогда не было. Сироты нередко попадают в тюрьму подростками, и никто не объясняет им, что до 28 лет они могут встать в очередь на квартиру. 

При этом сотрудники государственных учреждений действуют строго по инструкции, отмечает эксперт. Их мало интересуют подробности чужой жизни. 

Юрий Муратов
директор фонда «Гавань Надежды»

На днях один мужчина освободился из колонии-поселения. Мы дали ему заполнить анкету, составили маршрутную карту, после этого он поехал в центр социальной адаптации. 

Этот человек хочет оформить социальный контракт, но нужен пакет документов. Сотрудники лагеря неправильно оформили справку 2-НДФЛ — а как ее теперь запросить? 

На местах никто не помогает. Я общался с сотрудницей МФЦ, говорю: «Пожалуйста, отправьте запрос в лагерь по электронной почте». Она отвечает: «Нет, мы такими делами не занимаемся». Работники госорганов правы, что не выходят за рамки должностных обязанностей, — но ведь есть же сердце человеческое.

По словам директора фонда «Прикосновение к жизни» Ольги Черепановой, важно начинать работать с осужденными еще в тюрьме. Тогда с ними установятся доверительные отношения, и, выйдя на свободу, эти люди будут готовы обратиться за помощью. 

Кто и как помогает бывшим заключенным в России

По словам Алексея Лахова, государством уже приняты многие полезные меры — на бумаге. На практике они или не работают, или работают от случая к случаю. Например, многое зависит от конкретных сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

Статья 182 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гарантирует право осужденных на социальную помощь, но в реальности эту помощь не предоставляют в нужном размере. Федеральный закон № 178-ФЗ говорит, что бывшие осужденные с доходом ниже прожиточного минимума могут обратиться за материальной помощью, но ее размер и порядок получения каждый регион определяет сам, объясняет эксперт. Поэтому в одном регионе бывшие заключенные получают неплохое пособие, а в другом — пять тысяч рублей. 

С 1 января 2024 года вступит в силу закон о пробации, то есть комплексе мер по адаптации осужденных к жизни в обществе. Закон вводит три направления этих мер: 

  1. помощь людям в тяжелой жизненной ситуации, чье наказание не связано с лишением свободы;
  2. работа с осужденными в тюрьмах;
  3. помощь после освобождения. 

Эксперты считают новый закон достаточно прогрессивным, но как он будет исполняться — пока неясно. 

В России осужденным также помогают общественные организации. Вот некоторые из них:

Если вы — практик, который занимается помощью бывшим заключенным, то можете присоединиться к сообществу специалистов «Желтый забор». 

Что еще может принести пользу

Алексей Лахов приводит в пример институт криминальной реабилитации в Канаде. Если бывший заключенный хочет въехать на территорию страны, он собирает пакет документов для процедуры реабилитации. Затем письменно объясняет, какие обстоятельства привели его к преступлению и почему он больше не нарушит закон. 

После этого человек может получить документ о реабилитации — и показать, например, работодателю. 

Алексей Лахов
Алексей Лахов
соавтор проекта «Желтый забор»

В свое время я был осужден за наркотики, провел несколько месяцев в тюрьме и получил пятилетний условный срок. После этого я хотел устроиться на работу в Канаде и прошел криминальную реабилитацию, чтобы мне разрешили длительное проживание в стране. 

На самом деле это был увлекательный процесс. Я собирал характеристики и рекомендательные письма с разных мест работы, выписывал статьи, по которым был осужден в России, и сравнивал их с канадскими, составлял объяснение, почему я безопасен для канадского общества. На все ушло около полугода. 

Хотя в работе мне в итоге отказали по другим причинам, за этот опыт я благодарен. Он помог мне справиться с внутренней стигмой. Ты как бы получаешь подтверждение: «Да, у тебя был такой опыт, но сейчас ты изменился — и, условно говоря, можешь претендовать на те же блага, что и другие».

Лахов также считает, что бывшие заключенные могут найти себя в некоммерческом секторе. Их опыт пригодится в работе с людьми, которые также могли иметь проблемы с законом: мигрантами, бездомными, наркопотребителями. По мнению эксперта, государство могло бы поддерживать НКО, которые предоставляют для бывших заключенных рабочие места. 

Как обычный человек может помочь бывшим заключенным

Самый очевидный способ — сделать пожертвование в один из фондов. Но есть и другие возможности. 

По словам Юрия Муратова, можно:

  • оплатить продуктовый набор или вещевой пакет для выходящего из тюрьмы человека;
  • купить такому человеку билет домой;
  • вести переписку с осужденными, которые отбывают срок сейчас;
  • распространять информацию в соцсетях, чтобы изменить отношение общества к бывшим заключенным. 
Ольга Черепанова
Ольга Черепанова
директор фонда «Прикосновение к жизни»

Важно самому понимать и принимать других. Можно даже ничего не делать, но быть готовым нормально отнестись к человеку, который вышел из мест лишения свободы. 

Бывшие заключенные — обычные люди, которым нужна поддержка. Если не отвергать их, это уже будет помощью.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
Когда-надо-родящая: как родить после 40 и никого не слушать
19 декабря
Опыт
Как выбрать реабилитационный центр для нарко- и/или алкозависимого близкого
8 декабря
Читайте также
Опыт
Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью
20 ноября
Опыт
На помощь кому сложно собирать деньги и почему?
22 мая
Знания
Право на достойную смерть: что не так с нашим представлением об умирающих?
17 апреля
Помочь нам