18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

«Оказались в ситуации, когда нам нужно сохранить хотя бы то, что у нас есть на настоящий момент»: колонка проекта Everland

Медиа фонда «Нужна помощь» запускает цикл колонок благотворительных организаций о том, что сейчас происходит с ними, их программами помощи, подопечными и сотрудниками, как они себя чувствуют в нынешних условиях.

Эта колонка проекта Everland и ее сооснователя и директора по развитию Елены Мартыновой.

Бренд Everland объединяет два юридических лица: АНО «Пространство равных возможностей» и ООО «ЭВЕРЛЭНД». Обе организации вовлечены в один процесс, их задача — интеграция людей с инвалидностью в открытый рынок труда.

Вся выручка ООО «ЭВЕРЛЭНД» в виде благотворительного пожертвования направляется в АНО «Пространство равных возможностей». С 2016 года проект Everland работает по модели социального предпринимательства и самоокупаемости. 70% средств мы зарабатываем, 30% — составляют благотворительные пожертвования, помощь бизнеса и гранты.

Основные направления работы — трудоустройство людей с разными формами инвалидности, выполнение заказов от бизнеса, развитие доступности услуг, образовательные программы, проведение исследований, оказание юридической и психологической помощи людям с инвалидностью.

Проекты остановились, а нам останавливаться нельзя

2022 мы начинали с большими надеждами. В 2020, когда компании из-за пандемии начали переводить своих сотрудников на дистанционную работу, вакансий с удаленным форматом стало больше. Оказалось, что они подходят в том числе людям с инвалидностью, и появились запросы от бизнеса на инклюзивный найм. Так мы начали развивать направление «Трудоустройство вовне». Сделали пилот — трудоустроили 10 человек, в 2021 — уже 150. Планы на 2022 были большими: мы поняли, как нужно работать с массовым наймом, компании-партнеры были готовы набирать людей с инвалидностью. Но, начиная с марта, практически все компании заморозили найм, в том числе инклюзивный. 

В другом нашем направлении — агентском, где мы выполняем работы на заказ и обеспечиваем работой специалистов с инвалидностью — стало значительно меньше заказов. Многие компании приостановили свои проекты, и мы оказались в ситуации, когда нам нужно сохранить хотя бы то, что у нас есть на настоящий момент. Включилась стратегия выживания. Одной из главных задач было спасти команду, потому что она уникальна. Ее костяк — люди с инвалидностью из разных регионов, которые выступают кураторами для новичков, обучающихся и стажирующихся в Everland. 

Мы понимали, что не можем закрыться, потому что многие из тех, кто работает у нас, в силу своих ограничений здоровья не смогут устойчиво интегрироваться в открытой рынок. Кому-то нужен специальный график, кто-то может работать только сдельно — время от времени, потому что нужна длительная реабилитация. Да, среди наших специалистов с инвалидностью есть много тех, кто получил у нас необходимые знания и опыт и успешно нашел работу вовне, но есть и те, кто пока может работать только благодаря нашей поддержке. Ради того, чтобы эти люди не оказались не у дел, нам нужно сохраниться и продолжить работу, несмотря на все происходящее, на усталость, недостаточное финансирование и постоянный стресс. 

Направляем освободившийся ресурс на развитие программ

Хотя люди продолжают искать работу — мы получаем 50-70 запросов на Платформе ежемесячно — мы решили, что будем расти не количественно, а качественно. И таким образом создавать дополнительные возможности для работы.

Мы завершили большое собственное исследование о трудоустройстве людей с инвалидностью, которое, как мы надеемся, поможет компаниям развивать инклюзивные программы более устойчиво. Провели внутренние мониторинги в нескольких компаниях в направлении Diversity & Inclusion. Это задел на будущее, чтобы, когда компании снова откроют инклюзивный найм, он был выстроен правильно. 

Одним из наших самых востребованных направлений всегда была доступность услуг. В прошлом году мы реализовали много проектов в этой сфере, часть из них закрывали уже в этом году. Во многом благодаря этим запросам нам удалось пройти самый кризисный период. Это позволило немного заработать и дать проектную работу людям, которые помогали крупным компаниям в адаптации их цифровой и офлайн-инфраструктуры. 

Развиваем качество внутри команды

Мы поняли, что нужно продолжать развивать наших специалистов и прокачивать определенные скилы. Если мы хотим, чтобы они успешно нашли работу и были устойчивы, когда, как мы все надеемся, рынок труда снова оживет, нам нужно сфокусироваться на этом сейчас. Мы рассказываем, из чего складывается выбор профессии, как его лучше сделать, какие технические средства реабилитации могут помочь в организации работы. Объясняем, как наладить баланс работы и отдыха. Обучаем правилам коммуникации — люди часто просто не понимают, как себя вести в той или иной ситуации. Это очень мешает человеку интегрироваться. 

Ищем дополнительное финансирование 

Только в конце года мы получили грант. Вообще из-за того, что у нас социально-предпринимательский проект, есть достаточно большие сложности с фандрайзингом и привлечением грантов. Есть такой стереотип: «Если вы зарабатываете, зачем вам еще дополнительные деньги?» Но те социальные программы, которые мы делаем: исследования, помощь людям, образовательные проекты — все они требуют довольно большого финансирования, которое мы не можем покрывать из заработанных средств – мы просто столько не зарабатываем. Отказы в грантах, конечно, очень сильно сказались на нашем финансовом положении. 

Предлагаем взаимоподдержку

Еще одно наше направление — «Наставничество», когда состоявшиеся профессионалы выступают наставниками для людей с инвалидностью, которые только делают первые шаги в профессии. Вообще людям достаточно сложно серьезно интегрироваться в наставничество – есть определенный страх в отношении самой инвалидности или готовность работать только по запросу, в то время как человек с инвалидностью не всегда может быть лидером в этой паре.

В этом году на фоне всего происходящего нам показалось, что, возможно, появится большее количество людей, у которых произойдет некая переоценка ценностей и возникнет запрос помогать другим. С другой стороны, правило «надень маску сначала на себя» никто не отменял. Многие сейчас находятся в стрессе и оцепенении, есть страх смены привычной жизненной картинки. Кажется, что у людей с инвалидностью как раз есть навык преодоления трудностей и адаптации к сложным ситуациям. Поэтому мы решили, что с этого фокуса могли бы поддержать сотрудников наших компаний-партнеров и поговорить о том, что такое вообще инвалидность и что такое инклюзия, как взаимодействовать в инклюзивной среде, если от нее больше никуда не спрятаться и не убежать. Нашей задачей было — поделиться опытом, дать опору. С другой стороны, вполне возможно, что кто-то из участников наших семинаров откликнется и будет готов попробовать себя в роли наставника, и мы сможем дать какую-то дополнительную ценность тем, кому сейчас непросто. 

Продолжаем работать

2022 стал важным с точки зрения законодательного регулирования трудоустройства людей с инвалидностью. Контроль за выполнением квот на трудоустройство ужесточается. И тем обиднее, что инклюзивный найм практически остановился. И все-таки мы замечаем, что работодатели по-другому начинают смотреть на эту повестку. Стало понятно, что инклюзии не избежать, не избежать инклюзивных команд — это больше не та тема, которую можно игнорировать и переводить во второй уровень интереса. Поэтому мы понимаем, что сохранение ресурса, углубление экспертизы, развитие соискателей должны сработать на повышение нашего результата, на оказание более вдумчивой помощи и большей устойчивости людей, которым мы пытаемся помогать, и как результат — большей устойчивости проекта. Мы очень надеемся, что у нас будут эти возможности.

Мы благодарны Everland и Елене Мартыновой за то, что поделились тем, что с ними происходит. Это очень ценно. Фонд «Нужна помощь» работает с сотнями благотворительных организаций по всей России, и нам важно, чтобы каждый голос был услышан. Мы будем продолжать публиковать такие колонки и давать возможность высказаться каждому, кто готов. Спасибо вам, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября
Опыт
«В основе нашей работы — принципы Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью»: колонка организации «Благое дело»
19 октября
Помочь нам