18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Как устроена реабилитация в России

Вместе с исполнительным директором благотворительного фонда «Правмир» Татьяной Апатовой рассказываем, кому в России требуется реабилитация и как ее получить.

Кому нужна реабилитация?

По данным Министерства труда и социальной защиты, в России у 12 миллионов человек официально оформлена инвалидность, 99,8% из них нуждаются в медицинской реабилитации.

Исполнительный директор «Правмира» Татьяна Апатова подчеркивает, что реабилитация необходима практически после всех заболеваний:

  • травмы;
  • неврологические заболевания — инсульт, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, ДЦП;
  • Спина Бифида;
  • сердечно-сосудистые заболевания; 
  • заболевания опорно-двигательного аппарата; 
  • заболевания дыхательных путей;
  • острые и хронические болевые синдромы; 
  • после операций, в том числе после трансплантации органов;
  • при ожирении и нарушении метаболизма; 
  • онкологические заболевания;
  • заболевания ЖКТ. 
Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Представьте, что вот эти 12 миллионов человек с оформленной инвалидностью — это вершина айсберга, все остальные данные — «под водой». Мы можем только предположить, что, как минимум, столько же людей просто не попали в эту статистику, так как не смогли или не захотели вставать на учет по инвалидности.

Очень часто человек не может сразу принять свое состояние и выстроить грамотную стратегию дальнейших действий. А кому-то нет необходимости оформлять инвалидность, так как есть поддержка родственников и друзей, в том числе, материальная.

Как получить реабилитацию в России?

Чтобы получить курс реабилитации от государства необходимо, в первую очередь, пройти медико-социальную экспертизу. Вот примерный алгоритм действий:

  • Получить направление на обследование у лечащего врача.
  • Во время обследования пройти осмотр у порядка восьми специалистов и получить медицинское заключение.
  • Заверить медицинское заключение у главного врача медучреждения. После этого у лечащего врача необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). 
  • Пройти МСЭ и получить справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации. 
  • После этого обратиться в Департамент здравоохранения региона. Ответ от ведомства должен прийти в течение 4 недель. Можно сразу же попытаться обратиться в реабилитационный центр, работающий по ОМС.

Как еще можно получить реабилитацию?

По словам Татьяны Апатовой, у человека уходит от одного до шести месяцев на то, чтобы получить реабилитацию в рамках программы госгарантий. Но начинать этот процесс необходимо как можно раньше. По международным исследованиям, люди, перенесшие черепно-мозговую, спинальные травмы, инфаркт головного мозга, имеют шанс вернуть до 85% утраченных навыков, если проходят курс интенсивной реабилитации в первые шесть месяцев после случившегося.

Еще одним сдерживающим фактором для приема в реабилитационные центры является общее состояние пациента. Многие государственные учреждения просто не могут принимать тех, кто находится в тяжелом состоянии. Система некоторых реабилитационных центров и отделений просто не адаптирована под таких пациентов.

Особое внимание стоит обратить на то, что входит в программу реабилитации. Для пациента после инсульта курс не может быть таким же, как, например, для пациента после травмы поясничного отдела позвоночника. Это совершенно разные подходы и при составлении программы учитывается все о состоянии конкретного человека: диагноз, индивидуальные особенности организма, реабилитационный потенциал и многие-многие другие факторы. То есть после фразы:«У нас для всех три массажа и пять капельниц», — надо насторожиться. 

Самое главное — «Правмир» подхватывает людей, которые только что столкнулись со сложной ситуацией. То есть, например, пока человек со «свежей травмой» ожидает положенного ему от государства курса реабилитации, фонд оперативно согласовывает и оплачивает программу восстановления в специализированном медицинском учреждении. Таким образом, пациент не теряет драгоценного времени. 

Только 30% людей в России точно знают, куда можно обратиться за получением консультации по вопросу бесплатной медицинской помощи. А это значит, что при возникновении «внештатной» критической ситуации человек, и так находящийся в стрессе, с низкой долей вероятности, будет совершать грамотные действия. Именно поэтому благотворительный фонд «Правмир» создал бесплатную горячую линию юридической помощи. Медицинские юристы фонда помогают оперативно оформить все документы для того, чтобы получить государственную реабилитацию. В случае если необходимая медицинская помощь не входит в программу госгарантий и ОМС, они сориентируют, куда обращаться за ее получением.  

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Каждый человек должен четко знать, какие медицинские услуги ему доступны в рамках ОМС. И, это касается как реабилитации, так и общих вопросов, связанных, например, с получением жизненно важных лекарственных препаратов, технических средств реабилитации и так далее. Мы подскажем, куда можно обратиться и, при необходимости, поможем в подготовке документов.

Как устроена государственная реабилитация в России? 

Человек, столкнувшийся с тяжелой болезнью или травмой, может получить несколько курсов бесплатной реабилитации в год продолжительностью от 10 до 28 дней.  

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Мы нередко встречаем случаи, когда родственникам наших подопечных удается получить два и даже три курса реабилитации в год. И, поверьте, это отличный результат! Потому как даже для одного курса необходимо собрать внушительное количество документов и пройти множество медицинских специалистов. Но, важно сказать, что такие ситуации чаще встречаются в Москве и Санкт-Петербурге.

В регионах, по данным Татьяны Апатовой, пройти реабилитацию можно в среднем один раз в год. При этом людей часто отправляют на санаторно-курортное лечение (что тоже важно), тем самым заменяя медицинскую реабилитацию. 

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Есть фильм Дудя про Беслан. Его героиня, Марина, получившая осколочное ранение, рассказала, что хирурги обещали – «Будешь ходить!». Нужна была лишь хорошая реабилитация. Она приехала на санкур, где женщине сказали, что в рамках существующей программы ей положено только три массажа, и спросили, на одну ей ногу сделать или между двумя разделить. Она стала инвалидом-колясочником. Мне кажется, это очень показательный случай. И, тут вопрос не в нежелании что-либо делать, а в том, что нужно сделать правильные выводы и совместными усилиями совершенствовать систему реабилитации в нашей стране.

Татьяна Апатова также приводит пример того, как в России проходит восстановление онкопациентов. По ее словам, большое количество людей, которые пережили онкологическое заболевание, спустя два-три года умирают не от самого заболевания, а от последствий лучевого лечения и химиотерапии. По системе ОМС онкопациент может лечиться в течение нескольких лет, получать медицинские препараты, делать операции. 

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Лечение онкологического заболевания оказывает огромное влияние на все органы человека. При положительном результате лечащий врач фиксирует: «Все, онкологии больше нет, мы победили». Но, все системы организма начинают работать в другом режиме. И, вот тут крайне важно проводить длительные курсы реабилитации. Не две недели через полгода, а ровно в тот момент и в таком количестве как посчитает нужным лечащий врач. Это то, над чем нам всем вместе предстоит работать.

Для того, чтобы реабилитационные мероприятия были качественными и эффективными, специалисты фонда «Правмир» создали реестр реабилитационных центров и клиник по всей стране.

Этот список постоянно пополняется, сейчас в него занесены 150 таких организаций. Но все же бОльшая их часть находится в Москве и Санкт-Петербурге.  

Поэтому часто люди из регионов вынуждены приезжать в ЦФО, некоторым приходится проходить программу восстановления платно, так как количество квот ограничено. В среднем стационарная реабилитация стоит 15 тысяч рублей в сутки. 

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Один из важных вопросов, на который нам стоит ответить — «А, что дальше?!». Человек прошел курс реабилитации и возвращается домой, где нет специализированных центров. А восстановление необходимо продолжать или начнется «откат».

Что можно изменить?

По мнению Татьяны Апатовой, отправлять пациента сразу после операции и необходимого курса лечения домой без качественной программы, например, после черепно-мозговой травмы, крайне нежелательно. Это негативно сказывается на динамике восстановления и возвращении человека к привычной жизни.

Конечно, основным вопросом становится не только существование реабилитации как таковой, но и повышение ее качества. Ведь любое действие существует не ради действия, пациентам важен конечный результат. Пересмотр медицинских протоколов — это самый очевидный шаг. В идеальной картине мира курс непрерывной реабилитации должен быть индивидуальным как с точки зрения постановки целей, так и с точки зрения его продолжительности. 

Строительство новых реабилитационных центров и открытие специализированных отделений в уже действующих клиниках, безусловно, поможет решить задачу. Но также необходимо разработать комплексную систему обучения специалистов. И если с первой задачей справиться может только государство, то вторую — обучение врачей — уже частично взял на себя «Правмир». 

Фонд реализует проект «ПРОреабилитация», направленный на обучение реабилитологов и эрготерапевтов из разных регионов России. Они приглашают врачей из государственных больниц пройти обучение в ведущих реабилитационных центрах Москвы. На сегодняшний день за 2021 год эту программу прошли уже 94 медика, на 2022 год запланировано участие 140 специалистов. 

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Такая стажировка длится пять дней. В течение этого времени врачи из региональных медицинских учреждений работают с ведущими специалистами московских центров, изучают их опыт. Самое интересное, что 80% тех знаний, которые они получают в рамках проекта, это новая для них информация. Для себя мы делаем вывод, что такие короткие стажировки помогают специалистам из регионов применять на практике самые современные методики в реабилитации пациентов. Этот проект реализуется при поддержке Фонда Президентских Грантов.

В то же время Татьяна Апатова уточняет, что за последние годы система реабилитации в России претерпела существенные изменения. Например, в российских ВУЗах появилась специализация врач-реабилитолог, разрабатываются новые программы переквалификации медработников, открываются профильные отделения в медучреждениях. Также важнейшим шагом в этом направлении стало принятие закона о детской и взрослой реабилитации. 

Татьяна Апатова
Татьяна Апатова
исполнительный директор фонда «Правмир»

Реабилитация внесена в перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года. Это говорит о том, что государство создает условия для формирования системного подхода к медицинской реабилитации. Мы надеемся, что в самое ближайшее время основой такой системы станут соответствующее качество и продолжительность индивидуально разработанных курсов для всех нуждающихся.

Спасибо, что дочитали до конца! Поддержать работу «Правмира» можно здесь.

Много нового?
Материалы по теме
Опыт
«Они могут и должны развиваться наравне со своими сверстниками»: как живут и реабилитируются люди с ДЦП
1 августа
Опыт
«Если не помочь, ребенок к нам не приедет». Чем занимаются менеджеры по работе с фондами в клиниках
18 июля
Опыт
«Нам доверяют самых близких»: интервью с директором клиники «Три сестры» Анной Симаковой
8 февраля
Читайте также
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
Берегись «подснежника»: как безопасно водить зимой и не бояться это делать
1 марта
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля
Помочь нам