18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Юрист «Нужна помощь» отвечает на вопросы фондов #2

Благотворительные фонды задали нам вопросы о законодательстве, а наш юрист Константин Воробьев на них ответил. Это уже вторая часть ответов. Первую — можно прочитать по ссылке.

В прошлом месяце фонд «Нужна помощь» начал бесплатно консультировать некоммерческие организации по юридическим вопросам. Наша задача помочь небольшим и молодым фондам, которые решают социальные проблемы, делать это не только эффективно, но и профессионально — в полном соответствии с требованиями закона.

Напоминаем, чтобы получить юридическую помощь, точно сформулируйте возникшие у вас вопросы, подробно опишите сложившуюся ситуацию — и отправьте нам электронным сообщением по адресу [email protected]. В течение нескольких дней мы направим вам подготовленный ответ юриста по электронной почте. А затем в обезличенном виде опубликуем вопрос и ответ на сайте, чтобы помочь другим организациям, которые столкнулись с теми же сложностями.

НКО входит в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций, позволит ли это рассчитывать на пониженные тарифы страховых взносов (7,6%) в 2023 году?

Нет, быть участниками перечня СО НКО недостаточно это не является условием для применения льгот по уплате страховых взносов.

Последние поправки вНалоговый кодексп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ   предусматривают, что пониженная ставка в 7,6% в 2023 году будет распространяться на некоммерческие организации, применяющие УСН и фактически осуществляющие деятельность в перечисленных в законе областях.

Но льготу можно применять лишь при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

1) доходы в виде целевых поступлений на содержание организации и осуществление деятельности в предусмотренных областях;

2) доходы в виде грантов на осуществление уставной деятельности;

3) доход от перечисленных видов коммерческой деятельности, в частности, научных исследований и разработок, образования, деятельности в области здравоохранения и так далее.

Чтобы понять, подходите ли вы под эти условия, нужно сделать следующее.

Шаг №1

Открыть устав и проверить, предусмотрена ли возможность осуществления деятельности в одной из следующих областей:

1) социальное обслуживание граждан;

2) научные исследования и разработки;

3) образование,

4) здравоохранение;

5) культура и искусство (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);

6) массовый спорт.

Если такая деятельность предусмотрена в уставе, то для применения льготы она должна фактически осуществляться. Это проверяется на втором шаге путем анализа доходов НКО.

Шаг №2

Открыть бюджет и проверить, составляют ли не менее 70% суммы всех доходов за год:

1) пожертвования и гранты на содержание НКО и ведение деятельности в указанной области;

2) доходы от коммерческой деятельности в указанной области.

Если вы с уверенностью можете подтвердить каждый шаг, значит, НКО вправе начать применять пониженный тариф.

Есть сомнения? Тогда стоит подготовить письменный запрос в налоговую инспекцию с описанием релевантных положений устава, а также указанием на состав полученных доходов и просьбой разъяснить возможность применения пониженных тарифов страховых взносов. Еще лучше лично прийти на прием в налоговую инспекцию с уставом, бюджетом организации и узнать возможное решение по вашему вопросу.

При этом обращаем внимание, что аналогичная льгота также применяется для благотворительных организаций необходимо лишь применение УСН, дополнительные условия отсутствуют.

Планируем зарегистрировать фонд. Обязательно ли создавать ревизионную комиссию?

Для общественно полезного фонда (так называется форма фонда с 01 марта 2022 года в связи с появлением личных фондов) создание ревизионной комиссии (избрание ревизора) необязательно такого требования не содержит ни Гражданский кодекс, ни закон о некоммерческих организациях.

Такой орган требуется для НКО корпоративного вида: общественных организаций, ассоциаций, адвокатских и нотариальных палат и другого. Однако если вы хотите создать благотворительную организацию, то есть благотворительный фонд — все несколько иначе.

Взаконе о благотворительной деятельностипункт 2 статьи 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»   к компетенции высшего органа управления благотворительной организации (совета фонда) отнесено право создавать контрольно-ревизионные органы.

При этом отсутствуют какие-либо требования к названию, компетенции (функционалу), полномочиям, порядку формирования такого органа, поэтому часто возникают споры: достаточно ли создания в благотворительном фонде попечительского совета (орган надзора) или нужно еще дополнительно назначать ревизора (ревизионную комиссию)?

В разных регионах подразделения Министерства юстиции отвечают на этот вопрос по-разному. Точно известно, что в большинстве больших и известных благотворительных фондов ревизор отсутствует, но чтобы снизить риски отказа, стоит хотя бы отразить возможность создания такого органа в исключительной компетенции совета фонда.

Учредитель фонда перестал принимать участие в деятельности организации. Можно ли его исключить из числа учредителей?

Нет, в отличие от членов других органов (совет, попечительский совет), учредителя исключить нельзя, его выход возможен только в добровольном порядкепункт 3 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»  .

Важно заметить, что учредители с конца 2021 года даже перестали отображаться в выписке из ЕГРЮЛ, налоговая служба обосновала это тем, что учредители — это лишь лица, основавшие фонд, которые впоследствии могут прекратить принимать участие в его управлении, то есть, например, перестать быть членами совета.

Выход из учредителей осуществляется на основании добровольного заявления по форме Р13014, которое учредитель должен заверить у нотариуса и представить в налоговую службу — регистрирующий орган — обычно в управление ФНС по региону. К заявлению нужно приложить сопроводительное письмо в свободной форме. Также документы можно направить почтой.

В тот же день учредитель должен уведомить фонд о своем выходе — заявление также можно передать лично либо с помощью почты.

Все ли некоммерческие организации должны проводить аудит? Когда и как часто это нужно делать?

Среди всех видов НКО обязанность по ежегодному проведению обязательного аудита установлена только для фондов. Однако приусловииподпункт 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  , что в году перед отчетным фонд получил имущества на сумму более 3 миллионов рублей. То есть можно не проводить аудит за 2021 год, если поступления в фонд за 2020 год не превысили указанную сумму.

Помимо этого, если в организации создан целевой капитал, стоимость которого на конец отчетного года превышает 20 миллионов рублей, ежегодный аудит должен быть проведен в части, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала.

Также если НКО за год получила доход от целевого капитала более 5 миллионов рублей, годовая отчетность в части использования такого дохода подлежит обязательному аудиту.

Аудит должен быть проведен не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным, а в течение 10 дней заключение нужно направить в налоговую инспекцию и разместить в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

При этом такая же обязанность возложена на НКО, выполняющие функции иностранного агента, а также филиалы иностранных НКО в России, ноправилапункт 1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»   строже — обязательный аудит их годовой отчетности должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Аудит позволяет исключить ошибки ведения бухучета и повысить качество финансовой отчетности, поэтому любая некоммерческая организация вправе добровольно заказать проведение полного аудита бухгалтерской отчетности либо частичного — по конкретным благотворительным программам (проектам) за определенный период.

АНО хочет открыть благотворительную лавку для получения дополнительного дохода. Нужно ли открывать ООО, или такую деятельность может вести сама некоммерческая организация?

Все зависит от того, какие цели предусмотрены в уставе АНО, а также как будет организована приносящая доход деятельность.

Это связано с тем, что НКО имеют ограниченную правоспособность, то есть не могут заниматься тем, что не предусмотрено их уставом. Поэтому, чтобы осуществлять приносящую доход деятельность, в уставе должны быть закреплены:

  • право осуществлять такую деятельность;
  • конкретные виды этой деятельности.

Также сложность в том, что приносящая доход деятельность сама по себе (не только доход) должна быть направлена на достижение уставных целей НКО. В случае с получением и продажей б/у вещей — это может стать проблемой, ведь как связать это с общественно полезными целями?

Немного проще с продажей сувениров или продукции, которую делают волонтеры-подопечные, поскольку, во-первых, сувениры способствуют популяризации деятельности по решению социальных проблем, а, во-вторых, работу волонтеров по производству и продаже продукции можно связать с содействием их трудовой реабилитации. 

Но важно повторить: такие цели и виды деятельности должны быть отражены в уставе.

Создание же коммерческой организации является одним из возможных вариантов. В таком случае компания может выступать как независимая организация, которая добровольно передает доход в качестве пожертвования НКО.

Вопросы, на которые мы отвечали в октябре:

  1. В Фонде 10 сотрудников, в том числе мужчины, есть ли у нас какие-либо обязанности по их воинскому учету, в том числе в рамках мобилизации?
  2. Руководителя общественной организации пригласили для участия в конференции за рубежом. Может ли это в связи с недавними поправками повлечь для него уголовную ответственность за конфиденциальные контакты с представителями иностранных организаций?
  3. Должен ли директор АНО получать заработную плату? Как нам это делать, если у организации нет финансирования. Как всё правильно оформить, чтобы не нарушать закон?
  4. Фонд для поддержания устойчивости планирует начать осуществлять коммерческую деятельность. Может ли он для покрытия расходов использовать пожертвования? А может ли реинвестировать прибыль?
  5. АНО приступила к реализации социального проекта 1 сентября. А пожертвование на проект получила 10 сентября. Можно ли компенсировать за счет пожертвования (отразить в отчете по договору) расходы, совершенные до момента его получения?

Спасибо, что присылаете свои вопросы и что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября
Помочь нам