18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • Опыт
  • 27 января 2023, 17:17
  • 3 минуты

«Из благополучателей в благотворители»: как вовлечь родительские сообщества в фандрайзинг

Как фонды сферы детства вовлекают родительские сообщества в помощь.

Два сценария

Работа с благополучателями по вовлечению в фандрайзинг может идти по двум сценариям. Первая роль — когда благополучатель — это донор, то есть человек сам жертвует деньги, а вторая роль — когда родители становятся фандрайзерами, то есть не только жертвуют свои деньги, но и вовлекают в этот процесс других. Это более сложная форма, называемая волонтерским фандрайзингом. 

Ольга Лим
Ольга Лим
председатель хабаровской краевой общественной организации замещающих семей «Чужих детей не бывает»

Вовлечение благополучателей в фандрайзинг, родительский фандрайзинг — наверное, это один из самых эффективных способов фандрайзинга. Как ни странно, об этом редко кто вспоминает. Мы уже 10 лет работаем и впервые об этом задумались только год назад. Сейчас это кажется естественным и правильным, потому что благополучатели перестают быть пассивными получателями помощи и их новый статус влияет на многие аспекты работы организации.

Благотворительный фонд помощи детям и их семьям «Провидение» создан родителями недоношенного ребенка и помогает детям, рожденным раньше срока. Вовлечением благополучателей и родительским фандрайзингом в фонде занимаются с момента основания — с 2018 года. 

Виктория Рыжкова
Виктория Рыжкова
руководитель службы адресной помощи фонда «Провидение»

У нас родительский фандрайзинг работал всегда, единственное — по мере взросления фонда он претерпевал изменения. В первые два года у нас были только срочные сборы, в которых участвовали сами родители ребенка, которому нужна помощь. При ретинопатии недоношенных (патологические изменения в сосудах сетчатки глаза), чтобы сохранить ребенку зрение, нужно было помочь за 72 часа с момента установления диагноза. Когда эту медпомощь перевели в разряд ОМС, мы встали на тропу несрочных сборов — вышли на контингент родителей с детьми постарше, где фактор времени тоже важен, но не столь очевиден. И здесь родительский фандрайзинг у нас немножечко просел. Мы поняли, что с родительским сообществом нужно работать на постоянной основе и строить партнерские отношения.

«Просить не стыдно»

По словам экспертов, сотрудники НКО очень часто избегают разговоров о вовлечении благополучателей в фандрайзинг. И тому есть причина: психологический барьер. Некомфортно просить о помощи, когда ты сам ее оказываешь, и делаешь это бесплатно. Однако в просьбе поддержать НКО нет ничего стыдного, и рано или поздно сотрудники НКО приходят к мысли о том, чтобы пригласить благополучателей стать благотворителями.

И здесь стоит помнить об аксиоме: «Никогда нельзя стать успешным фандрайзером, если ты сам не донор».
Чтобы понять, как работать с родительским сообществом, сотрудники благотворительной организации тоже должны совершать пожертвование в пользу фонда.

Ирина Меньшенина
Ирина Меньшенина
исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров

Потому что в этом случае восприятие работы НКО меняется. Сотруднику будет проще почувствовать, каково это — строить сообщество, в котором каждый имеет свою роль: кто-то сотрудник, кто-то администратор, кто-то благополучатель, но при этом все они — доноры.

Центр поддержки приемных семей в Москве фонда «Найди семью» разделяет эту точку зрения. В центре работают восемь сотрудников, все они подписаны на регулярные пожертвования.

Евгения Быкова
Евгения Быкова
директор центра поддержки приемных семей в Москве фонда «Найди семью»

Когда ты разговариваешь с родителями с позиции не только программного менеджера, но и сам копеечку закидываешь, ты понимаешь, что просить деньги не страшно. Во-первых, мы оказываем людям бесплатную помощь, гораздо большего объема, нежели просим взамен. Во-вторых, мы находимся в Московском регионе — одном из самых благополучных в стране.

Наверняка подписаться на комфортный рекуррентный платеж могут себе позволить многие люди. Когда мы принимаем новые семьи на сопровождение, мы проговариваем с ними этот момент. Если человек соглашается, значит, он открыт к дальнейшему сотрудничеству и готов участвовать в жизни сообщества и фонда.

Успешные кейсы

«Кому это выгодно?» и «Почему я должен просить денег у своего близкого окружения, чтобы отдавать дальнему?» — спрашивали родители у сотрудников «Чужих детей не бывает». В организации признаются, что начинать волонтерский фандрайзинг было сложно. 

Для объединения участников сообщества организовали чат и группу во «ВКонтакте», провели опрос о самых волнующих темах и запустили полезную почтовую рассылку раз в месяц, в которой рассказывали про возможность организовывать сборы и благотворительные события, активно работали с вопросами и возражениями.

У «Чужих детей не бывает» есть опыт волонтерского фандрайзинга на платформе «Пользуясь случаем» и портале «Такие дела». 

Ольга Лим
Ольга Лим
председатель хабаровской краевой общественной организации замещающих семей «Чужих детей не бывает»

Сбор закрылся достаточно быстро, и это очень сильно вдохновило и координатора, и родительское сообщество. Не составило труда найти следующих героев, которые согласятся рассказать свою историю, объявить сбор средств. А несколько позже ситуация с волонтерским фандрайзингом затормозилась, потому что активные родители закончились. Сейчас нам нужно готовить новых.

Чтобы возникло настоящее доверие, организация подробно отчитывается перед сообществом: сколько средств собрали с их помощью, сколько на что потратили (и почему именно на это). 

Только в третьем квартале 2022 года организация «Чужих детей не бывает» получила более 150 пожертвований на общую сумму свыше 117 тысяч рублей. Приход средств позволил привлечь к работе трех специалистов, запустить две ресурсные группы «на равных» онлайн, регулярно проводить родительские школы и встречи с психологом.

Фонду «Найди семью» за счет фандрайзинга в сообществе удалось обеспечить годовой бюджет группы психологической поддержки приемных родителей «Теплый круг» (100 400 рублей). Кроме того, родители помогают организовать бесплатные билеты на разные мероприятия. 

С кейсами НКО по развитию родительских сообществ в организациях, помогающих приемным семьям и семьям с особыми детьми, можно ознакомиться по ссылке

Бок о бок

Развитие сообщества и родительского фандрайзинга идет параллельно, без одного элемента невозможен другой. Чтобы такая работа не проседала, необходим отдельный человек с функциями комьюнити-менеджера, который будет постоянно на связи с родителями. 

Евгения Быкова
Евгения Быкова
директор центра поддержки приемных семей в Москве фонда «Найди семью»

Без личного общения с родителями ничего не выйдет. Прежде чем вовлекать благополучателей в фандрайзинг, должно сложиться сообщество, нужно собрать некий родительский коллектив. Знаете, это как в бизнесе: там сотрудники за корпоративную идею выступают, а в благотворительности — за нашу идею. Люди должны почувствовать себя частью большого дела, и тогда они будут за него бороться, помогать. Пока они себя ощущают просто получателями услуги, они вряд ли будут что-то делать.

В мае 2022 года Евгения запустила закрытое сообщество приемных родителей во «ВКонтакте». На данный момент группа насчитывает почти 400 человек.

Ольга Лим
Ольга Лим
председатель хабаровской краевой общественной организации замещающих семей «Чужих детей не бывает»

Желательно, чтобы с комьюнити родителей работал кто-то из родителей. Такой человек вызывает доверие, даже когда речь заходит о деньгах. Кроме того, у людей должна быть возможность и просто общаться, встречаться, заниматься разными видами деятельности. Например, каждую субботу мы встречаемся с родителями за чашкой кофе. Это наша традиция.

Этические вопросы

Этические вопросы — важная часть работы с родительскими сообществами. Сотрудникам НКО нужно уметь чувствовать момент, когда к благополучателям можно обратиться за помощью о финансовой поддержке. Ведь главная задача НКО — помочь человеку справиться с трудной ситуацией, вывести из состояния проблемы. 

Ирина Меньшенина
Ирина Меньшенина
исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров

Люди приходят в фонд за помощью, и надо эту помощь им оказать. Если идти по классической пирамиде Маслоу, то в первую очередь нужно обеспечить удовлетворение базовых потребностей — например, безопасности. И только потом пригласить в благотворители и с пониманием отнестись к тому, что не все могут стать донорами в силу разных материальных возможностей.

Не менее важно создать безопасную среду внутри родительского сообщества, ведь когда НКО обращается к благополучателям с призывом пожертвовать, тот, кто пока не готов стать донором, не должен почувствовать себя нежелательным членом этого сообщества. Как это может проявиться? Например, человека могут ущемлять в предоставлении услуг. Допустим, давать преференции на консультации к редким специалистам тем, кто уже является донором фонда. 

Другими словами, в работе с родителями требуется деликатность и такт. Именно поэтому необходим так называемый объяснительный этап, когда сотрудники НКО рассказывают благополучателям, как работает фонд, какова история его создания, как формируется его бюджет, на что идут деньги, чем занимаются сотрудники, что фонд — это не только волонтеры. 

Эксперты предлагают организациям сделать раздаточные, красиво оформленные материалы, которые будут вручаться каждому человеку, обратившемуся в фонд за помощью.

Ирина Меньшенина
Ирина Меньшенина
исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров

Я встречала много ситуаций, когда люди думали, что некоммерческая организация — это отросток государственных служб или что финансированием фонда занимаются исключительно состоятельные люди. Нужно показать в таких welcome pack материалах, что фонд делает для семьи, для человека, чем занимается в целом, за счет каких ресурсов. Нелишним будет нарисовать диаграмму, крупными блоками отражающую, откуда приходят деньги.

Татьяна Арчакова
Татьяна Арчакова
психолог-методист БДФ «Виктория», эксперт АНО «Эволюция и филантропия»

Родительский фандрайзинг — часть общей стратегии фандрайзинга, а стратегия развития родительского сообщества — часть общей стратегии развития организации. Иногда бывает расхождение между тем, как организация видит цели родительского сообщества, и тем, как их видят сами родители. Эту матрешку из целей разного уровня нужно показать благополучателям в разобранном виде.

Чтобы родители поняли, на что вам нужны деньги, им нужно объяснить, как работает НКО.
Чтобы они захотели сделать финансовый вклад в ее работу, надо привлечь их к поиску идей и решений — решений в поддержку друг друга, в помощь таким же людям, как они сами.

Стратсессия как инструмент вовлечения сообщества

Важным элементом соучастия сообщества в жизни организации становится не только финансовое донорство, но и сопричастность к разработке и реализации стратегии организации. В вопросе обсуждения и учета идей сообщества помогает инструмент, пришедший из бизнеса, — стратегическая сессия. 

Татьяна Арчакова
Татьяна Арчакова
психолог-методист БДФ «Виктория», эксперт АНО «Эволюция и филантропия»

Стратсессии — один из самых популярных форматов мозгового штурма, как будет строиться дальнейшая работа организации. Зачем вам родительский фандрайзинг? Почему НКО важно вовлекать благополучателей в фандрайзинг именно через создание сообщества? Как выглядит «идеальное» сообщество? Какими способами можно эту задачу решить? Ответы на эти вопросы помогают НКО выстроить стратегию.

Так как стратегическая сессия — это работа в группе, важная роль принадлежит фасилитатору — человеку, который умеет выстраивать коммуникацию между всеми участниками и способен учесть деликатные и этические моменты, обозначенные нами выше.

Сотрудники общественной организации «Чужих детей не бывает» (Хабаровск) на стратегической сессии увидели, что сообщество у организации есть, но для консолидации усилий не хватает четкой стратегии, а фонд «Провидение» получил ответ на вопрос, почему сообщество не складывалось. Получив адресную помощь от фонда, родители переставали поддерживать связь с сотрудниками организации.

Виктория Рыжкова
Виктория Рыжкова
руководитель службы адресной помощи фонда «Провидение»

Сложно признаться постороннему эксперту, что у твоей организации есть трудности в поддержании родительского сообщества. Но когда удалось их обсудить, мы обнаружили, что уже не чувствуем себя загнанными и готовы стать «координаторами по душевности».

После стратегической сессии фонд внедрил в родительском сообществе практики благодарности, уважения, стал рассказывать о ценности и миссии, держать родителей в курсе того, как собирается их сбор. «Мы почувствовали разницу. Родители стали видеть, какие действия предпринимают сотрудники фонда для закрытия сбора, и стали это ценить», — добавила Виктория.

Чтобы не выгорать

Участие родительских сообществ в жизни фонда, в том числе в фандрайзинге, препятствует выгоранию и повышает эмоциональный ресурс благотворителей, показывает опыт НКО. 

Евгения Быкова
Евгения Быкова
директор центра поддержки приемных семей в Москве фонда «Найди семью»

Родительское сообщество — это как сплоченный коллектив на работе, куда ты ходишь с удовольствием. Мне кажется, мы должны стать одним коллективом с нашими благополучателями, потому что мы можем приносить друг другу пользу. Все сотрудники НКО — представители помогающих профессий, очень ресурсозатратных, и когда мы получаем не сплошную критику, не ноль эмоций, а отдачу — нам работать легче, мы не будем выгорать. Я заметила, что стала больше отдавать и получать. И это окрыляет, мотивирует и дает ресурсы двигаться дальше.

Ольга Лим обращает внимание, что такая поддержка от позволяет получать финансирование для помощи приемным семьям внутри сообщества. «Получается, что оно саморегулируется и самофинансируется. Мне кажется, это просто вообще идеальная схема работы», — добавляет она.

Таким образом, люди, в жизни которых происходят позитивные изменения, не просто пассивные получатели помощи, они — благотворители, организаторы, основной костяк и движущая сила сообщества и жизни фонда.

«Вовлечение родителей в фандрайзинговую деятельность НКО точно будет развиваться в ближайшей перспективе, за этим большое будущее», — уверена Ирина Меньшенина. 

Вовлечение родительского сообщества в фандрайзинг — одно из направлений работы проекта «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ». Проект был реализован АНО «Эволюция и филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов. 

Вебинары, в которых некоммерческие организации обсуждали опыт и практики развития фандрайзинга и этические вопросы участия родителей, можно посмотреть здесь и здесь. Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Новости
В декабре добрее: акция «Не тайный Санта»
1 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Помочь нам