18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Что такое прозрачность НКО, как ее добиться и почему это важно для всех

Доверие — основа не только человеческих взаимоотношений, но и работы любой некоммерческой организации. Нам важно знать НКО и доверять ей, прежде чем вкладывать в нее свои деньги и ресурсы. Как некоммерческой организации быть открытой и прозрачной для жертвователей, благополучателей и собственных сотрудников — объясняет координатор отдела по работе с НКО фонда «Нужна помощь» Екатерина Завершинская.

Некоммерческие организации в нашей стране активно развиваются, их становится все больше, но недоверие и непонимание со стороны общества сохраняется: кому НКО принадлежат и кому подчиняются, что они делают и как, куда на них жаловаться, если что-то не так? Многие откровенно считают, что НКО создаются для отмывания больших денег и лучше положить их в карман человеку или перевести на карту, чем передать в благотворительный фонд. Чтобы эту ситуацию переломить, организациям нужно быть максимально прозрачными, не бояться быть максимально открытыми, везде рассказывать о себе и принципах своей работы, не бояться показывать свою зарплату и быть максимально доступными в интернете. Это поможет сформировать мнение об НКО среди обычных людей, бизнеса, муниципальных организаций и госучреждений для формирования доверия в секторе.

Сайт — основа открытости и лицо организации

Человек видит, что организация готова вложиться и сделать себе сайт, значит, она может не только брать, но и что-то отдавать. Сайт позволяет структурировать информацию об организации, о ее целях и задачах, программах и проектах, о целевой аудитории, с которой она работает: бездомные, пожилые, дети с инвалидностью или жертвы насилия. Сайт повышает лояльность и доверие, человек видит официальные документы, реквизиты и контактную информацию.

Что должно быть на сайте

Учредительные документы в хорошем отсканированном виде с возможностью увеличить и подробно прочитать:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе – ИНН;
  • свидетельство о государственной регистрации НКО;
  • устав организации.
Хорошо, если на сайте будет прописана миссия НКО — какие у нее цели и задачи. Можно рассказать предысторию своей организации, как она появилась, для чего и для кого работает.

Описание и география программ и проектов фонда

Необходимо, чтобы были описаны все проекты и программы, которые есть у организации: название и категория благополучателей. Есть организации, которые работают по всей России, а есть те, кто действует только в конкретном регионе, области или городе — важно прописать географию действия. Это фокусирует внимание. Можно описать, какие конкретно мероприятия проводятся и какая помощь оказывается — например, группы взаимопомощи, консультации психолога, массаж и ЛФК.

Стоит прописать график проведения занятий или оказания помощи (сколько раз в квартал оказывается адресная помощь или конкретный сбор, по каким дням недели проводятся занятия).

НКО могут зарабатывать деньги и тратить их на свои уставные цели — в этом нет ничего зазорного, но важно зафиксировать на сайте, платно или бесплатно оказываются услуги, люди должны видеть прайс-лист, чтобы это не было неожиданностью. 

По каждой программе или проекту обязательно нужно показать, каких результатов удалось достичь. Это могут быть количественные результаты: сколько есть участников программы, сколько людей получило помощь, какие мероприятия прошли и сколько, в каком объеме оказана материальная и нематериальная помощь (вещи, продуктовые наборы, услуги специалистов). Можно показать качественные результаты: что улучшилось в жизни подопечных, чем им помогли. Можно показывать результаты за календарный год или за срок действия программы. Это показывает, что она работает и человек не будет первым, кто получает такую помощь.

На главных страницах важно отразить географию деятельности, регионы работы, филиалы в других городах, если они есть, уточнить, если помощь оказывается по всей России. 

Команда фонда

Очень повышает доверие и лояльность, если на сайте показана команда НКО. Всегда приятно, когда на сайте есть фотографии специалистов, к которым ты обращаешься. Хотя бы руководители отделов и проектов — можно указать их контакты и сразу распределить потоки заявок по нужным специалистам. Некоторые организации в силу специфики не могут показывать свои лица – мы это понимаем и поддерживаем. Обычно это организации, которые работают с кризисными семьями, с женщинами в ситуации насилия. Они не готовы также и публиковать свой адрес, потому что это опасно. 

Новости фонда

Очень хорошо, когда на сайте опубликованы новости организации. Это показывает ее живость, открытость и работу. Человек видит, что сайт не заброшен и активно ведется. Мы рекомендуем обновлять новости не реже раза в квартал. 

Все про деньги

Необходимо, чтобы на сайте были опубликованы банковские реквизиты организации. Лучше сделать это в удобном виде с возможностью скачать. Очень важно, чтобы у НКО был расчетный счет и все перечисления поступали только на него. Если есть сбор наличных, то только в официально оформленные и опломбированные ящики-копилки, которые установлены стационарно и вскрытие их происходит особым образом.

В нашем секторе не приветствуется сбор денег на карту.
Есть возможности легкого перевода средств: QR-коды, перевод по смс, через быструю платежную систему, где выбирается разовое или постоянное пожертвование – так все средства идут официально и поступают сразу на расчетный счет. 

Хорошо, если на сайте есть промежуточная финансовая отчетность: сколько прибыло средств и из каких источников, сколько потрачено и на что. На сайте у благотворительных фондов могут быть результаты ежегодной аудиторской проверки.

Как обратиться за помощью

Мы работаем, прежде всего, для людей — им должно быть максимально понятно, как к нам обратиться. Человек приходит растерянный, у него беда, важно, чтобы на сайте был четкий и подробный раздел, где прописаны способы получения помощи: кому вы помогаете и как, что для этого нужно сделать — позвонить, написать письмо, прийти лично, какие документы собрать. Если нужно заполнить анкеты и заявление, пусть они сразу будут на сайте. Замечательно добавить на сайт шаблон договора, чтобы человек сразу мог его прочитать и узнать условия оказания помощи. 

Необходимо выделить на сайте контакты организации: адреса, телефоны, электронную почту, можно сделать форму обратной связи: там появляются разные отзывы и вопросы, с которыми нужно работать.

Годовой отчет 

Хорошо, когда на сайте есть публичный годовой отчет. Есть организации, которые публикуют отчет в Министерстве юстиции – это не то: он скуп, обычно это таблица с цифрами, разбираться в которых никому не захочется. 

В хорошем публичном отчете есть содержательная часть, которая рассказывает как, кому и когда вы помогли, за счет каких ресурсов. В текстовой части хочется видеть цели и задачи работы организации, цели и задачи ее программ и проектов, узнать, что улучшилось в жизни подопечных, увидеть результаты работы – цифры, качество, география деятельности. Должна быть базовая информация: реквизиты, контакты, команда – чтобы отчет можно было отправить вашим донором и еще раз показать свою работу, которую важно поддерживать. Отчет может быть в любом формате, даже текстовый. Наши организации любят делать красивые отчеты с фотографиями, в этом им помогает наш конструктор годовых отчетов, который есть в сервисе «Ядро»

Финансовая часть показывает, сколько денег к вам пришло и как вы ими распорядились. Вопросы зарплат в НКО стоят очень остро, потому что благополучатели не понимают, из чего они формируются: необходимо это показать. Расскажите, сколько вы потратили на интернет, коммуналку, аренду. Это очень важно для прозрачности и открытости.

Живые соцсети

Хорошо, чтобы на сайте были ссылки на социальные сети. В них обычно вступают подопечные и видят активную работу программ и проектов. Мы рекомендуем вести страницы регулярно и удалять те, что уже не используются во избежание взлома и спама – это может плохо сказаться на репутации.

Что еще

Не будет лишним, если НКО, соблюдая все эти критерии, будет стараться попасть в каталоги проверенных фондов: 

«Благо.ру»

«Нужна помощь»

«Добро mail.ru»

Эти каталоги аккумулируют в себе проверенные и работающие организации. Это определенный знак качества для НКО. Попасть в каталог — не самоцель, но Екатерина Завершинская рекомендовала бы к этому стремиться. 

Екатерина Завершинская
Екатерина Завершинская
координатор отдела по работе с НКО фонда «Нужна помощь»

Верификация у «Нужна помощь» уникальная: мы смотрим не только документы и отчет, но и проводим бесплатный аудит сайта, даем рекомендации по нему. Бывает, организация не смогла верифицироваться, но список рекомендаций уже есть – можно стать лучше и прозрачнее для себя, своих клиентов и доноров. 

Есть молодые организации, которые только формируют свою репутацию. Хочется призвать их общаться со своими коллегами, встречаться с ними, не бояться просить помощь у кого-то более опытного, выстраивать экологичное общение в своем секторе. Нам важно держаться вместе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября
Помочь нам