«Лозунг «Спешите делать добро!» толкает на ложный путь»: отрывок из книги Дикмана для НКО

В издательстве фонда «Нужна помощь» вышла книга основателя консалтинговой компании Group 36 Дмитрия Дикмана «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности». Автор дает практические советы по повышению эффективности работы руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций, а также всем, кто хочет создать благотворительный проект с нуля. Мы публикуем отрывок из книги:

Дмитрий Дикман выступает на образовательных семинарах фонда «Нужна помощь» во Владивостоке. Фото: Валерия Кулешова

(стр. 15-18)

Благотворительность и стратегия

В какой момент стратегия становится важной составляющей некоммерческой деятельности? Люди начинают заниматься благотворительностью благодаря внутренней мотивации: ими руководит желание помогать другим и делать мир лучше. Исходя из внутренних ценностей выбирается цель и формулируется миссия благотворительности. Как пишет в своей книге известный теоретик благотворительности профессор Питер Фрумкин, «благотворительность позволяет людям выражать собственные ценности, выделить конкретные проблемы или процессы как заслуживающие внимания и через распределение денег поддерживать общественно полезную деятельность».

Однако когда цель сформулирована, эмоции и личные убеждения должны отойти на второй план, чтобы уступить место рутинной деятельности, ориентированной на достижение поставленных целей. Слово «рутинный» здесь лишено какой-либо негативной окраски. Профессиональная благотворительность — такая же сфера деятельности, как и любая другая. Ее неотъемлемая часть — это повседневная, лишенная романтического шлейфа работа, включающая в себя документооборот, деловые встречи с партнерами, грантополучателями или донорами, взаимоотношения с органами власти, планирование бюджета, бухгалтерию и т. д.

Стратегический подход в контексте благотворительной деятельности не самоцель. Основная задача при разработке стратегии — максимально эффективно распределить ограниченные ресурсы для достижения поставленных в рамках сформулированной миссии целей организации. Для этого используется комбинация конкретных инструментов, позволяющих от теории перейти к практической деятельности.

Опыт наиболее успешных благотворительных организаций и проектов показывает, что эффективность деятельности на- прямую зависит от усилий и времени, потраченных на предварительную разработку. Это связано с тем, что и сами по себе критерии эффективности требуют тщательного обдумывания на начальном этапе и корректировки по ходу самой деятельности. Сложно оценивать свои успехи, если конкретные цели не определены заранее, сформулированы расплывчато или недостижимы в принципе.

Разумеется, качественная разработка стратегии для НКО не может проводиться в спешке. В этом смысле набравший в последнее время популярность лозунг «Спешите делать добро!» толкает на ложный путь. В благотворительности спешка обернется тем, что за те же самые ресурсы добра будет сделано намного меньше, чем могло быть сделано без спешки.

Благотворительность: возможности и риски

Благотворительность как вид деятельности содержит в себе одно базовое противоречие. С одной стороны, некоммерче- ские организации стремятся удовлетворять нужды общества, то есть выполняют функцию государства, в чем-то заменяя или дополняя его. А с другой стороны, они не управляются и не функционируют по принципам государства.

Благотворительность — явление индивидуальное, но существующее в общественном поле. Любые доноры, эксперты, волонтеры, работающие в НКО, жертвуют свои личные средства, время и усилия на пользу общества, чтобы в соответствии со своими взглядами приблизить его к идеалу. И хотя процесс управления НКО может осуществляться советом директоров или попечителей, по сути, донор обладает абсолютной свободой действий, ограниченной разве что рамками закона. Если у него есть необходимые ресурсы и желание что-то в обществе изменить, он волен выстраивать некоммерческую деятельность так, как считает нужным, он, в отличие от государственных органов управления, никому не подотчетен. Он также, в отличие от бизнес-структур, не обязан подчинять всю свою деятельность получению прибы- ли, так как не зависит от акционеров, претендующих на часть дивидендов. В мире корпораций показатель успешности понятен — это всегда прибыль. В мире благотворительности показатели успешности лежат вне финансовой плоскости.

Донору также не приходится задумываться о доходности, рейтингах и собственной популярности, чтобы снова быть избранным на свой пост. Это может способствовать возникновению нестандартных подходов, оригинальных решений и развитию инноваций, а может, наоборот, привести к расточительству, неэффективному использованию ресурсов и отсутствию результатов.

Благотворительность — относительно новый (по крайней мере, в организованном и самовоспроизводящемся виде) тип человеческой деятельности, и сейчас она переживает этап становления. Формируются, постоянно совершенствуются и дополняются основные принципы и процедуры управления некоммерческими организациями. Что-то в манере управле- ния НКО заимствуется из более устоявшихся форм организованной деятельности — бизнеса (финансовый учет, KPIs, управление посредством совета директоров) и государственного управления (принцип открытости и прозрачности, привлечение к работе волонтеров).

Задача этой книги — поделиться накопленным опытом в сфере планирования, управления и оценки некоммерческой деятельности отечественными и зарубежными некоммерческими структурами с теми, кому он может пригодиться: с частными донорами, руководителями НКО, менеджерами, администраторами, волонтерами и студентами.

Каждая глава книги посвящена отдельной области работы не- коммерческой организации, от выработки стратегии до управления портфелем проектов. Мы разберем теоретические основы планирования, ведения и оценки благотворительной деятельности, а также рассмотрим основные инструменты, которые широко используются некоммерческими организациями на практическом уровне.

Приобрести книгу Дмитрия Дикмана «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности» можно по ссылке.

Другие записи блога
Текст
0 из 0