18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
Назад

Методология

Проект «Бенчмаркинг НКО» — совместный социальный проект фонда «Нужна помощь» и сервиса приема онлайн-платежей CloudPayments по мониторингу показателей фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций. Проект позволяет НКО оценивать эффективность своей работы, сравнивать себя со средними показателями по направлению и принимать решения о необходимых изменениях.

Бенчмаркинг (от англ. «bench» — отметка, реперная точка) — подход к интерпретации данных на основе неких «эталонных» значений. Такой подход часто используется для оценки эффективности результатов работы коммерческих компаний, работающих на высококонкурентном рынке.

В 2018 году фонд «Нужна помощь» запустил первый в России проект по бенчмаркингу фандрайзинговой деятельности НКО. В рамках пилотного этапа проекта были собраны и проанализированы данные о пожертвованиях и донорах 13 благотворительных организаций. С октября 2018 года по август 2020 года партнером проекта была компания «Яндекс.Деньги»: анализировались пожертвования некоммерческим организациям, сделанные через сервис «Яндекс.Касса».

В 2021 году проект перезапущен совместно с компанией CloudPayments. Мы благодарим CloudPayments за партнерское участие и те ресурсы, которые компания выделяет на поддержку проекта.

Данные: пожертвования в некоммерческие организации, которые осуществляются через платежный сервис CloudPayments. Данные о поступлениях хранятся в базах данных CloudPayments и передаются в фонд «Нужна помощь» только в виде агрегированных анонимизированных готовых расчетов, которые затем публикуются на сайте проекта «Если быть точным» в соответствующем разделе.

Анонимность данных

Все данные анонимны. Личная информация о пожертвованиях не используется и не передается ни в каком виде.

Критерии отбора НКО для участия в анализе

  1. НКО попадает в расчет, если имеет хотя бы 100 пожертвований в месяц. Это обусловлено тем, что проект направлен на анализ фандрайзинговой деятельности НКО, которые собирают на свою деятельность с помощью частных пожертвований. Те же НКО, у которых низкое число пожертвований в месяц (меньше 100) не являются репрезентативными с точки зрения фандрайзинга частных пожертвований;
  2. В показателях «месяц к месяцу» и «год к году» участвуют только те НКО, по которым есть транзакции в обоих периодах;
  3. Из расчета исключатся НКО с выбросами за конкретный период.
  4. Для отображения отдельного направления деятельности в проекте «Бенчмаркинг» отбираются направления работы, имеющие достаточное количество НКО в выборке (после прохождения всех критерий отбора выше), чтобы можно было говорить о репрезентативности данных по направлению.

Направления деятельности организаций

Работа по классификации некоммерческих организаций (определению направлений деятельности) проводилась фондом «Нужна помощь».

Направление деятельности определялось специалистами фонда после изучения открытой информации об организации: сайта, годовых отчетов, актуальности проектов. В выборку попали те организации, на сайте которых на момент классификации была актуальная информация о деятельности и обновленные программы.

В расчете показателей по направлению «Общее по сектору» участвуют все НКО, подпадающие под критерии отбора, независимо от того, достаточно ли количества НКО для вывода их в отдельное, более узкоспециализированное направление. То есть, цифры по данному направлению даются по всем НКО, которые занимаются фандрайзингом ежемесячно, независимо от того, чем конкретно они занимаются.

Направления деятельности, которые не были включены в проект по бенчмаркингу: краудфандинговые платформы, сборы для нужд школы, детского садика, районного бассейна, а также организации, собирающие только членские взносы.

Помимо показателей по «Общему по сектору» в проекте отображаются дополнительно некоторые направления деятельности НКО (по ним достаточно НКО для репрезентативности направления).

Центральные направления, которые отображаются в проекте:

  • Важно, что в расчетах по данному направлению участвую все НКО, подпадающие под критерии отбора, независимо от того, достаточно ли количества НКО для вывода их в отдельное, более узкоспециализированное направление. То есть, цифры по данному направлению даются по всем НКО, которые занимаются фандрайзингом ежемесячно, независимо от того, чем конкретно они занимаются.

    • Люди с зависимостями;
    • Люди с инвалидностью или ОВЗ: все группы населения (социализация, абилитация, не лечение);
    • Малоимущие, люди и семьи в трудной жизненной ситуации (ТЖС);
    • Мигранты и беженцы;
    • Бездомные;
    • Дети и подростки в трудной жизненной ситуации;
    • Пожилые люди, ветераны труда и войны;
    • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов, а также семьи с риском сиротства и приемные семьи;
    • Заключенные и люди, освободившиеся из МЛС;
    • Жертвы насилия;
    • Люди с ВИЧ;
    • Люди разных спектров сексуальной ориентации и гендерной идентичности;
    • Заболевания: все группы населения, все заболевания (помощь людям, нуждающимся в лечении);
    • Заболевания: сердечно-сосудистые (инсульт, инфаркт);
    • Заболевания: помощь больным детям и взрослым;
    • Программы развития здравоохранения (работа с учреждениями, образование врачей);
    • Заболевания: редкие (орфанные);
    • Паллиативная помощь (хосписы);
    • Заболевания: онкология.
    • Сохранение природных объектов;
    • Сохранение редких видов животных;
    • Экологические проблемы городов.
    • Борьба с коррупцией;
    • Юридическая помощь;
    • Права человека.
    • Помощь бездомным уличным животным, поддержка приютов.

У одной организации может быть несколько «центральных» направлений деятельности, например, «Экология, природа, дикие животные» и «Медицина и здравоохранение, лечение». В таком случае организации присваивается несколько направлений деятельности.

Критерии отбора

Среднее число организаций в месяц в каждой категории, подходящих под критерии отбора и имеющих хотя бы 100 переводов в месяц (как маркер НКО, занимающихся частным фандрайзингом). Фактическое число может отличаться в большую или меньшую сторону, так как ежемесячно зависит от того, сколько НКО подходят под критерии отбора.

В октябре было изменено (увеличено) число НКО, участвующих в опросе. Такое обновление предусмотрено, как минимум, раз в год. С учетом изменения сектора нам важно опираться на актуальный набор НКО, потому что какие-то НКО могут ликвидироваться, какие-то — зарегистрироваться. Если новая НКО подходит под критерии, которые мы используем для расчета, то эта НКО будет участвовать в расчете. Существенного влияния на цифры произойти не должно, но какие-то показатели в целом или по направлению могут немного измениться, включая исторический период. Однако нам важно поддерживать в актуальном состоянии проект и рассказывать вам про частный фандрайзинг на актуальной выборке, в связи с чем мы периодически будем обновлять расчеты. При этом предыдущие материалы остаются актуальными, так как, независимо от точности цифр, тренды не будут меняться.

Всего по сектору ~ 280
Помощь социально уязвимым группам населения ~ 115
Медицина и здравоохранение ~ 100
Права человека Направления «Права человека» и «Экология, природа, дикие животные» оставлены в проекте, несмотря на небольшое число организаций в выборке. Это связано с тем, что деятельность НКО по данным направлениям довольно однородна, и поэтому может так или иначе отражать тренды всего направления, однако колебания в цифрах могут быть больше по сравнению с другими направлениями. ~ 8
Экология, человек и природа Направления «Права человека» и «Экология, природа, дикие животные» оставлены в проекте, несмотря на небольшое число организаций в выборке. Это связано с тем, что деятельность НКО по данным направлениям довольно однородна, и поэтому может так или иначе отражать тренды всего направления, однако колебания в цифрах могут быть больше по сравнению с другими направлениями. ~ 10
Помощь бездомным животным ~ 42

Используемые показатели:

  1. Прирост числа всех/разовых/ рекуррентных Рекуррентные (регулярные, автоплатежи, платежи по подписке) — это повторяющиеся по заданному расписанию платежи, списывающиеся автоматически. пожертвований месяц к месяцу;
  2. Прирост суммы всех/разовых/рекуррентных пожертвований месяц к месяцу;
  3. Прирост числа всех/разовых/рекуррентных пожертвований год к году;
  4. Прирост суммы всех/разовых/рекуррентных пожертвований год к году;
  5. Средний размер всех/разовых/рекуррентных пожертвований;
  6. Медиана среднего, разового и рекуррентного размера пожертвования;
  7. Доля отклоненных транзакций;
  8. Доля каждого направления во всех платежах по сумме/количеству платежей;
  9. Доля рекуррентных платежей от всех платежей по сумме/количеству платежей;
  10. Объемы участия в благотворительности.

Расчет показателей по приростам («месяц к месяцу» и «год к году») производится по двум методологиям:

  1. Общее: изменение общей суммы или числа пожертвования на направление в целом. То есть, смотрится, насколько изменилась общая сумма/число пожертвований по конкретному направлению (например, по направлению «Помощь социально-уязвимым группам» или по направлению «Всего по сектору»). Этот расчет позволяет смотреть, насколько изменилось общая вовлеченность общества в пожертвования на сектор. При этом, крупные организации с большими сборами будут влиять на финальную цифру, поэтому это также символизирует положение дел, скорее, в крупных организациях, которые имеют значимую долю в общей сумме пожертвований и в общем числе пожертвований в секторе.
  2. Среднее арифметическое: изменение общей суммы или числа пожертвования по конкретной организации, а затем расчет среднего прироста на конкретное направление. Это расчет показывает, как живет с точки зрения частного фандрайзинга среднестатистическая, скорее, небольшая организация, работающая, в том числе, с частным фандрайзингом.

Все показатели рассчитаны в разрезе по месяцам. По всем показателям, кроме доли отклоненных транзакций, также предоставляются данные по направлениям деятельности НКО. Все расчеты проведены на основе поступлений через платежный сервис CloudPayments.

Прирост суммы/числа пожертвований (всех, разовых и рекуррентных): «месяц к месяцу» и «год к году»

В расчете динамики суммы/числа пожертвований используются только те НКО, по которым были транзакции в текущем/отчетном и предыдущем периоде. Для показателей «месяц к месяцу» периодом является текущий и предыдущий месяц, для показателей «год к году» периодом является текущий/отчетный месяц текущего/отчетного года и аналогичный месяц прошлого года. Это сделано для того, чтобы не фиксировать прирост в +100% по НКО, которые были только что включены в выборку или по которым долго не было никаких транзакций.

Из расчетов исключаются выбросы, чтобы избежать смещения среднего прироста из-за высокого или очень низкого числа пожертвований в пользу одной организации.

В случае, если организация работает одновременно по нескольким «центральным» направлениям, то сумма/число пожертвований по каждому направлению для такой организации рассчитывается как среднее арифметическое (общее число пожертвований в организации делится на число «центральных» направлений деятельности организаций). Такой алгоритм обусловлен тем, что достоверно сказать, на какое именно направление было сделано пожертвование, нельзя. Однако, учитывая размер выборки в рамках проекта, усредненные показатели должны показывать репрезентативную картину.

Расчет прироста суммы/числа разовых и рекуррентных пожертвований происходит аналогично с дополнительной фильтрацией по типу платежа (разовый или рекуррентный).

Средний размер пожертвований (всех, разовых, рекуррентных)

Средний размер одного пожертвования соответствует понятию «среднего чека». Для его расчета общая сумма пожертвований на конкретное направление в месяц делится на общее количество совершенных транзакций (переводов) в месяц по направлению.

Для организаций, работающих по нескольким «центральным» направлениям, значения среднего чека будут одинаковые.

Размер среднего разового и рекуррентного пожертвования считается аналогично с дополнительной фильтрацией по типу платежа (разовый или рекуррентный).

Размер среднего разового и рекуррентного пожертвования считается аналогично с дополнительной фильтрацией по типу платежа (разовый или рекуррентный).

Медиана пожертвований (всех, разовых, рекуррентных)

Медиана — это значение признака (пожертвования), которое разделяет все переводы на две части: половина переводов — с большими суммами (больше медианы), вторая половина — с небольшими пожертвованиями (меньше медианы). Этот параметр (в отличие от среднего значения) устойчив к «выбросам». Это помогает увидеть более сглаженную картину — то есть размер пожертвования без учета «выбросов» (самых крупных или самых мелких) значений. Если же сравнить среднее и медиану, то можно примерно оценить разброс пожертвований: если они примерно одинаковые, значит, «выбросы» несущественные или их практически нет.

Для организаций, работающих по нескольким «центральным» направлениям, значения медианы будут одинаковые.

Размер медианы разового и рекуррентного пожертвования считается аналогично с дополнительной фильтрацией по типу платежа (разовый или рекуррентный).

Доля отклоненных транзакций

Отношение числа неуспешных транзакций (которые не завершились успешным переводом средств) к общему числу транзакций, совершенных за отчетный месяц. Расчет показателя проводится помесячно по направлению «Всего по сектору».

Доля каждого направления во всех платежах по сумме/количеству платежей

Отношение суммы/числа пожертвования у конкретного направления за месяц к общей сумме/числу пожертвований на некоммерческие организации (участвующие в расчете). Например, направление «Медицина и здравоохранение, лечение» в общей сумме пожертвований на сектор НКО составляет 50%, а в общем числе пожертвований 46%.

Доля рекуррентных платежей от всех платежей по сумме/количеству платежей

Отношение суммы/числа рекуррентных пожертвований на конкретное направление к общей к общей сумме/числу пожертвований на некоммерческие организации (участвующие в расчете). Например, доля суммы рекуррентных пожертвований у «Медицина и здравоохранение, лечение» в общей сумме пожертвований на сектор НКО составляет 19%, а по направлению «Права человека» — 80%. Этот показатель показывает, как чаще поддерживается направление — рекуррентами или разовыми пожертвованиями.

Объемы участия в благотворительности

Расчетный показатель: за основу берется 100 рублей — как общая сумма пожертвований на сектор НКО в январе 2020 года.

Формула для каждого направления: 100 рублей доля каждого направления во всех платежах по сумме в январе 2020 года ежемесячный прирост по сумме

Показывает условное распределение суммы пожертвований на каждое направление и сектор в целом.

Назад