18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Что такое социальное воздействие и почему НКО полезно его измерять

Разбираемся вместе с аналитиками фонда «Нужна помощь».

Социальное воздействие (эффект или импакт) — это значительные или устойчивые изменения в жизни людей, которые происходят из-за определенной деятельности государства, бизнеса и некоммерческого сектора. 

Термин «социальное воздействие» впервые был использован 1969 году в Йельском университете на семинаре по этической ответственности для инвесторов. Тогда участники рассматривали социальные и экологические аспекты инвестиционной деятельности, а не только финансовую выгоду. В следующем году в Законе о национальной политике в области окружающей среды США был сформулирован набор методов, которые назвали «Оценкой социального воздействия» (SIA). Она была необходима для прогнозирования социально-экономических последствий крупномасштабных промышленных проектов, связанных с окружающей средой. 

С 1990-х годов Всемирный банк и Международный валютный фонд начали внедрять строгую отчетность по оценке социального воздействия по своим проектам. Наиболее заметное распространение термина «социальное воздействие» наблюдается после мирового финансового кризиса 2008 года. По сути кризис подстегнул интерес общества к бизнесу, который мог бы приносить прибыль не только акционерам. Предприятия, инвесторы, потребители и правительства хотят действовать целенаправленно, добиваясь положительных социальных и экологических результатов.

Обсуждение проблем, связанных с оценкой социального воздействия в сфере благотворительности, также началось в США. Внимание к устойчивым результатам от деятельности некоммерческих организаций стало следствием обсуждения вопросов подотчетности, которыми задавались доноры НКО. Их интересовало, меняется ли что-то благодаря их поддержке или же средства можно использовать более эффективно. 

Главные вопросы о социальном воздействии

Когда заходит разговор о социальном воздействии конкретного проекта НКО, главные вопросы, на которые нужно ответить, это: 

Действительно ли есть какие-то реальные изменения в жизни благополучателей некоммерческой организации? Зачастую в отчетах НКО могут акцентировать внимание именно на своей деятельности, а не на том, какой эффект она оказала на людей. Например, закупка лекарств, проведение мероприятий — это реальные результаты работы, но непонятно, отразилось это хоть как-то на благополучателях, было ли им это нужно. 

Действительно ли изменения, которые произошли в жизни благополучателей, являются устойчивыми? То есть эти изменения для людей должны быть продолжительными, а не заканчиваться через короткое время  после получения услуги от НКО.

Действительно ли именно эта конкретная деятельность НКО привела к определенным результатам? Например, есть две НКО, которые помогают взрослым с ментальными нарушениями. Они заявляют, что включают их в социум, помогают с трудоустройством и развивают их самостоятельность. При этом так может говорить и представитель организации, которая имеет свою мастерскую и реально работает с благополучателями. Так и представитель НКО, которая проводит 5 мастер-классов в год. Очевидно, что эффект от данных практик в жизни благополучателей все же будет различаться.

Что дает измерение социального воздействия

  • Придает смысл деятельности НКО и позволяет организации изменить подход к работе. Главное не то, что и в каких объемах делает организация для своих благополучателей, а как именно это помогает конкретным людям, какое позитивное влияние на них оказывает, какие проблемы решает.
  • Делает проект доказанным и позволяет НКО презентовать его, привлекать доноров, масштабировать. Если определенная практика НКО привела к конкретным изменениям в жизни благополучателей, и это можно подтвердить, тогда эта практику можно будет показать государству или бизнесу, внедрить в другие организации и использовать как инструмент для решения конкретной проблемы. 
  • Демонстрирует ответственность перед благополучателями. Если организация нацелена на устойчивые изменения в жизни благополучателей, то она не будет проводить деятельность, которая будет бесполезна или даже вредна. Например, есть НКО, которая работает с детьми-сиротами. Она не будет дарить новогодние подарки, а будет заниматься социализацией детей, формировать у них реалистические представления о жизни и необходимые навыки.

Почему НКО сложно

Устойчивые изменения связаны в первую очередь с благополучателями конкретных организаций. Но на людей и изменения в их жизни влияет огромное количество факторов. Кроме того, «исходные данные» — физическое и ментальное состояние, статус, пол, возраст, финансовое положение — у людей могут сильно различаться. 

Кроме того, изучение социального воздействия — отдельная профессиональная область и сложный процесс. Он занимает много времени, а также требует особых навыков и экспертных знаний у сотрудников. Не у каждой НКО есть такие ресурсы. 

Поэтому некоторым организациям сложно начать работать, ориентируясь на социальное воздействие. Они больше сосредоточены на тех мероприятиях, которые проводят в рамках своей работы, а не на тех результатах, которые эти самые мероприятия приносят благополучателям. 

Сервис от фонда «Нужна помощь»

Фонд «Нужна помощь» запустил сервис «Социальное воздействие», который поможет организациям определиться с тем, какого эффекта, каких изменений для благополучателей они хотят добиться или уже добиваются своей деятельностью. Проект реализуется победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

В сервисе есть библиотека результатов, с помощью которой можно построить логическую модель проекта. Это один из инструментов определения социального воздействия. Логическая модель представлена в виде интерактивной  блок-схемы, которая наглядно передает смысл всего проекта: 

  • С какой категорией благополучателей работает организация в конкретном проекте;
  • Какая деятельность ведется по проекту;
  • На какие промежуточные результаты для благополучателей она рассчитаны;
  • К каким основным результатам — изменениям в жизни людей — должна привести эта деятельность.

Сейчас сервис охватывает проекты пяти направлений: 

  • Профилактика социального сиротства; 
  • Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни;
  • Социальная адаптация взрослых с ментальной инвалидностью;
  • Проекты паллиативной помощи;
  • Деменция.

Для каждого направления подготовлена своя библиотека социальных результатов. Она была разработана в ходе фокус-групп с НКО и верифицирована у экспертов, а также протестирована пилотной группой пользователей сервиса. 

НКО зачастую сложно перейти от формулирования деятельности к формулированию результатов. Эти понятия довольно часто путаются. Сервис позволяет развести их. На выходе НКО получает описание своего проекта в виде логической модели с указанием того социального воздействия, которое она хочет достичь своей деятельностью.

Для чего может быть полезна логическая модель

  • Для обучения сотрудников организации;
  • Для четкой формулировки результатов деятельности НКО;
  • Для структуризации проекта;
  • Для подачи на гранты, потому что это еще и наглядный  образец описания собственного проекта;
  • В качестве подспорья  для отчетности перед донорами;
  • В качестве подспорья для организации фандрайзинга.
Марина Левина
Марина Левина
президент СПб ОБФ «Родительский мост»

Мне кажется, что подобный сервис не только помогает выстроить практическую работу, но предоставить ее потенциальным донорам. По сути, описание деятельности и ее результатов, может лечь в основу любой грантовой заявки, презентации для компании. Этот сервис может быть частью обучения специалистов НКО проектной деятельности и подготовки заявок. Кроме того, этот сервис позволяет сосредоточить внимание на благополучателях, отсекая все лишнее, что позволяет повысить качество предоставляемой помощи, не распылять усилия, двигаться к понятной измеряемой цели.

Сервис доступен для авторизованных пользователей платформы «Ядро».

Спасибо, что дочитали до конца!

Стало понятнее, что такое социальное воздействие?
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября
Помочь нам